Процедура венчания

Процедура венчания
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, символизирующие духовный свет таинства, торжественно выходят на середину храма.

Впереди идет священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу. Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословенное Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы, и им предлагается перед лицом всей церкви еще раз подтвердить свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

«Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?»
Ответ: «Имею, честный отче».
«Не связан ли ты обещанием другой невесте?»
Ответ: «Нет, не связан».
Затем, обращаясь к невесте, священник спрашивает: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?»
Ответ: «Имею, честный отче».
«Не связана ли обещанием другому жениху?»
Ответ: «Нет, не связана».

Теперь начинается таинственное освящение супружества Божественной благодатью — чин венчания. Начинается оно литургическим возгласом «Благословенно Царство...», которым провозглашается сопричастность супругов Царству Божиему.
После краткой ектеньи о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы: «Боже Пречистый, и всея твари Содетелю...», «Благословен еси, Господи Боже наш...», «Боже Святым, создавый от персти человека...».

Теперь наступает главный момент таинства.
Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца.
Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, он говорит: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова и при каждом произнесении благословляет обоих иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (глава 2, стих 1—11).
После прочтения Евангелия от лица Церкви произносится краткое прошение о новобрачных и молитва священника «Господи Боже наш, во спасительном...», в которой он просит у Господа мира и единодушия, чистоты и непорочности в течение всей долгой жизни и достижения уважаемой старости «с чистым сердцем делающя заповеди Твоя».

Затем следует Просительная ектенья.
Священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, с дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати...» — и новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш», главную из всех молитв в христианском мире.

В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.
Осенив чашу крестным знамением, священник дает ее новобрачным, которые попеременно (сначала жених, а потом невеста) в три приема испивают вино.
Общая чаша как бы символизирует общую судьбу двух людей, с общими радостями, скорбями и утешениями.

Когда новобрачные закончат пить, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и, покрыв соединенные руки епитрахилью, а поверх ее — своей рукой, трижды обводит молодых вокруг аналоя.

Такое круговое хождение означает, что супружество, которое началось сегодня для этой четы, будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного таинства.

По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами: «Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благосло-вися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия.
И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возве-селися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящиеся о своем муже, хранящи пределы закона, зане-тако благоволи Бог».
Затем в двух последующих молитвах «Боже, Боже наш» и «Отец, и Сын, и Святый Дух» священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, стоящим лицом к преклонившим головы молодым, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Затем, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери, затем они меняются местами и прикладываются соответственно — жених к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы. Эти иконы близкие молодых приносят из дома или приобретают в храме в знак родительского благословения. Затем обычно провозглашается многолетие новобрачным, и все присутствующие поздравляют их.

Из храма новобрачные выходят последними.