Русский свадебный обряд

Итак, решено: быть свадьбе! Но с чего же начать?
Сегодняшняя свадьба, конечно, отличается от той, давней, участниками которой были наши прабабушки и прадедушки, а может, и более отдаленные предки, но суть ее осталась прежней. Свадьба — это многоактное действо, причем порой довольно продолжительное.
Как у любой пьесы, у свадьбы есть пролог, завязка, кульминация и эпилог. По жанровому признаку свадьбу можно отнести к мелодраме с хорошим концом или к лирической комедии — если участники обладают достаточной долей юмора. Главные действующие лица — это, конечно, жених и невеста. Кстати, в старину их называли князь и княгиня, хоть бы они были из бедных-пребедных крестьян или чиновничьего сословия.

Итак, вот план старинной свадьбы:
• сватовство,
• смотрины,
• помолвка,
• венчание,
• свадебный пир.

А так выглядит план современной свадьбы:
• оповещение родителей о намерении вступить в брак (сватовство),
• подача заявления в загс (помолвка),
• девичник и мальчишник,
• регистрация брака в загсе,
• венчание (по желанию),
• свадебный пир.

Как видите, разница хоть и небольшая, но есть. Поскольку сегодня многие хотят восстановить утраченные обычаи в максимально полном объеме, познакомимся с традиционной русской свадьбой, какой она была в начале XX века.

Сват, сватья, сватовство — эти слова всем знакомы и понятны. Они имеют отношение к людям, которые берутся устроить чью-то судьбу — сосватать. В городах сватовством занимались свахи — женщины среднего возраста и достатка, чаще всего вдовы (кто от скуки, а кто и по призванию). Они выведывали, где есть девушки на выданье, а где — женихи, и пытались их свести. Получалась прибыль. В деревнях редко были профессиональные свахи. Чаще ими становились на время ближайшие родственники жениха или же в роли свата выступал сам отец. Когда приходили сваты, девушка не должна была показываться.

«У вас — товар, у нас — купец», — говорили сваты (то есть у вас девица на выданье, а у нас — жених). Если родители невесты не возражали против такого предложения, они сообщали представителям жениха о наличии и размерах приданого. Ответный ход родителей жениха — назначение смотрин, если, конечно, их устраивало приданое. На смотринах жених и невеста видели друг друга якобы в первый раз. Невеста меняла наряды, показывала, какая она хозяйка и рукодельница.

Довольные друг другом родители через две-три недели назначали помолвку. В богатых домах по этому случаю устраивался бал с угощением, который открывался вальсом жениха и невесты. Заинтересованные лица оповещались о помолвке пригласительными карточками. Иногда давалось объявление в газете. Но это у состоятельных людей. Гораздо шире был распространен обычай скромной домашней помолвки без гостей. В этот день обычно жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем.

После помолвки жених мог общаться с невестой сколько пожелает. От помолвки до свадьбы могло пройти от нескольких недель до года и более — смотря как складывались обстоятельства.

Помолвку, или сговор, можно назвать, говоря юридическим языком, предварительным договором о заключении брака. Веками это событие было важнейшим в жизни людей. Порой сама свадьба была менее важна, поскольку являлась естественным завершением целого ряда событий. Интересно, что еще в петровские времена сговор сопровождался обменом колец (потому и назывался обручением) и был чуть ли не значительнее самого венчания. Лишь в 1775 году при Екатерине Второй обмен кольцами был по велению Священного Синода соединен с венчанием.

Время от помолвки до венчания было предназначено для подготовки к свадьбе и самое главное — к будущей самостоятельной жизни молодых. Именно для этого готовилось приданое, которое в идеале должно было включать все, что необходимо для семейной жизни: от подушек до сковородок.

Подготовкой приданого занималась невеста, женщины-родственницы и подружки. Жених в это время мог приходить в дом невесты и общаться сколько пожелает.
Накануне свадьбы действие происходило в основном в доме невесты. Она готовилась покинуть родительский дом, во-первых, а во-вторых, — расстаться с девичеством. Как известно, девушки на Руси носили косы и ходили с непокрытой головой. Замужние женщины должны были обвивать голову косой и покрывать платком или каким-либо другим головным убором. Кстати, и сегодня в православную церковь женщины допускаются только с покрытой головой.

Накануне свадьбы совершался обряд расплетания косы. В это время пели грустные песни о том, что кончилась счастливая девичья пора и наступает трудная жизнь в чужом доме.
Накануне свадьбы перевозили в дом жениха приданое. Его принимала мать жениха. Сваха или ближайшая родственница жениха стелила постель для молодых.

К венчанию жених и невеста готовились порознь по своим домам. В доме жениха готовились к свадебному пиру. Родители, сваты, дружка благословляли его ехать за невестой, а затем к венцу. Родители жениха и невесты на венчании не присутствовали.
С приездом жениха к невесте фактически начиналось свадебное веселье. Свадебному поезду жениха преграждали дорогу, запирали ворота невестиного дома. Опять, как и при сватовстве, велись переговоры о товаре и купце. Популярна была такая присказка: «Мы купцы, едем с товаром, заблудились — пустите переночевать». После переговоров, а порой и платы, поезд жениха пускали на двор. Здесь происходили обмены караваями, символический выкуп невестиной косы и другие обряды. Наконец свадебный поезд отправлялся в церковь. Жених и невеста при этом ехали в разных колясках.

После венчания молодые ехали уже вместе. Свадебный поезд теперь уже был украшен лентами, цветами, колокольчиками.

Поезд с молодоженами направлялся к месту свадебного пира. По дороге было принято посетить святые или чем-то замечательные места. При этом повсеместно существовал обычай перегораживания дороги свадебному поезду. Чтобы проехать, нужно было отдать выкуп. Обычно это было вино.

Возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха и невесты. Они благословляли молодых. И начинался пир.