Дети — наши помощники

Нередко приходится сталкиваться с таким суждением: в условиях современной (особенно городской) жизни потребность семьи в труде детей изживает себя, исчезает сфера возможного приложения их сил в семейном быту и этот процесс будет усиливаться по мере дальнейшего внедрения в быт техники и развития сферы обслуживания. Не придётся ли тогда придумывать для детей никому не нужную работу специально в воспитательных целях? Такие опасения напрасны. Социальный и научно-технический прогресс социалистического общества заметно изменил быт, уровень жизни и облик русской семьи. Но объективная потребность в посильной помощи родителям со стороны детей всегда была и остаётся, как бы ни изменялись содержание и форма этой помощи. Еще А. С. Макаренко заметил, что в воспитательном отношении «труд-забота» намного важнее, чем «труд-работа». Поэтому нет и никогда не будет надобности придумывать специально для детей никому не нужную работу. Важно как можно раньше научить и приучить их заботиться об окружающих, трудиться на общую пользу.

Маленький человек (будущий семьянин) должен уметь обслуживать себя, поддерживать чистоту и порядок в своём игрушечном хозяйстве, в квартире и т. д. Первоначально ему надо показать, как это делать, и только потом требовать от него исполнительности и самостоятельности. Бросил игрушку — пусть поднимет её сам, насорил — пусть уберёт. Усердного ребёнка следует похвалить, ленивому, нерасторопному — ещё раз показать. Ребёнок, как известно, склонен верить и подчиняться слову старшего, способен подражать его примеру, но вместе с тем и проявлять самостоятельность, инициативу.

Радость труда В. А. Сухомлинский называл могучей воспитательной силой. Однако, по его словам, это очень нежный цветок, который расцветает, когда пролито много пота и приобретён знак трудолюбия — мозоли. Не случайно поэтому формирование трудовых умений и навыков, как бы просты они ни казались взрослым, на первых порах вызывает у детей чувство неуверенности в своих силах, быстрое утомление, неудовлетворённость качеством работы. Родителям важно запастись терпением, не раздражаться из-за медлительности сына или дочери и, конечно, своевременно замечать и поощрять их самостоятельность и творческое отношение к труду. Справедливая оценка будет создавать у ребёнка необходимый психологический настрой для последующего выполнения домашних работ. Разумеется, с возрастом спектр трудовых операций, выполняемых ребёнком, должен расширяться и усложняться, содержать в себе элементы творчества и осмысления того, что, как и зачем он делает. Однако следует помнить, что самостоятельность и творческий подход ребёнка к работе зависят и от доверия родителей.

В отношении ребёнка родителям желательно исходить из того, что польза от домашнего труда во много раз превышает его вред, детям скорее вредит не домашний труд, а его отсутствие, неучастие в делах семьи. Целесообразно создавать условия, в которых дети получают радость от труда. Это, к примеру, достигается через игру или посредством коллективного труда, умелого подбора удобного инструмента для работы, музыкального сопровождения работ и т. п. Включать детей в домашние работы желательно систематически, учитывая обязательно их возраст, состояние здоровья, настроение, индивидуальные особенности. Необходимо личным примером формировать у них позитивную установку на домашний труд.