Игры и игрушки

Игрушки необходимы ребёнку для правильного умственного и физического развития. В грудном возрасте они стимулируют движения и ориентировку у ребёнка. Вначале для привлечения внимания месячного малыша используются яркие крупные пластмассовые или резиновые погремушки, которые он сначала рассматривает, что тренирует функцию его глаз, а затем пытается взять в руку, удержать, ощупать, подвигать, что стимулирует двигательную активность рук. С 5-го месяца игрушки, размещённые рядом с ним, будут побуждать лежащего на спине малыша поворачиваться на бок или живот. Игрушки, положенные впереди лежащего на животе ребёнка на расстоянии вытянутой его руки, помогут ему научиться ползти, опираясь на предплечья.

Игрушки для детей 1-го полугодия жизни должны быть гладкими, без узких отверстий, в которых мог бы ущемиться пальчик. Треснувшую или сломавшуюся игрушку следует срочно заменить. Все игрушки должны быть идеально чистыми, так как ребёнок не только с ними играет, но и пытается засунуть их в рот. Поэтому в конце каждого дня их необходимо вымыть горячей водой с мылом и хорошо прополоскать, используя для заключительного ополаскивания кипячёную воду. Детей 2-го полугодия интересуют игрушки более сложные по форме. Для них хороши резиновые и пластмассовые куклы, различные животные, посуда, колокольчики, всевозможные разборные пирамидки, коробочки. Требования к их ежедневной обработке те же.

Если в 1-м полугодии жизни ребёнок был занят обследованием игрушки, знакомился с ней, то во 2-м полугодии возникает предметно-игровая деятельность. 7— 8-месячный малыш с удовольствием воспринимает заигрывание взрослых, присказку «ладушки-ладушки» сопровождает похлопыванием ладоней. Он быстро учится совершать примитивные стереотипные движения: делать вид, что прячется при игре «ку-ку», смеётся и отстраняется при игре «идёт коза рогатая». Он уже понимает, что «коза» не причинит ему вреда, и воспринимает шутливое настроение взрослого, охотно приобщается к новым формам игры, новым игрушкам. Его уже интересуют цветные кубики, палочки; он с удовольствием рвёт бумагу.

8—9-месячный малыш любит раскладывать вокруг себя много различных предметов и играть с ними по очереди: кубики складывать в коробочку, маленькую матрёшку в большую. Его забавляет игра с небьющейся посудой, цветными шарами. Он быстро усваивает свойства предметов и игрушек: нажимает на резиновую игрушку с пищалкой, подкидывает мячик. Ребёнка особенно интересуют игрушки в руках взрослых или других детей. Он к ним тянется, хочет взять.

В 10—11 месяцев малыш предпочитает сюжетно-образные игрушки и осуществляет с ними сюжетные действия: укачивает куклу, стаскивает с неё одежду, передвигает машину.

Годовалому ребёнку нравятся игры в коллективе. Он охотно становится соучастником игры со старшими детьми, бросает им мяч, ожидает его возвращения, пытается его ловить.