Ведущая деятельность

Виды деятельности, которыми занимается ребёнок, разнообразны: он с увлечением рисует, лепит, конструирует, танцует, учится выразительно читать стихи, петь, считать, ухаживать за растениями и животными, мастерит с отцом, помогает маме, с удовольствием занимается гимнастикой, плавает, играет. И каждый из этих видов вносит свой вклад в его развитие. Особенно важное значение имеет при этом ведущая, главенствующая на каждом, этапе деятельность.

Особая её роль обусловлена не временем, которое посвящает ей ребёнок, а вкладом в формирование важнейших изменений в психике, в подготовку к следующему возрастному периоду. В ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности, в ней формируются или перестраиваются психические процессы, от неё главным образом зависят наблюдаемые основные изменения личности ребёнка.

Каждому возрасту присуща своя ведущая деятельность. Задача родителей — разумно руководить ею, обеспечивая наиболее благоприятные условия и перспективы дальнейшего гармоничного развития ребёнка. Так, в младенческом возрасте, когда ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослым, особенно важно удовлетворить потребность ребёнка в ласке, внимании, доброжелательности. Проявляя в этот период заботу о малыше, не следует ограничиваться лишь уходом за ним («сыт, сух, молчит — что ещё надо?»), ребёнку нужно и наше общение с ним.

В раннем детстве (2-й и 3-й год жизни) ведущей является предметная деятельность. Надо активно помогать малышу осваивать её. Ведь с нашей помощью ребёнку намного легче усвоить назначение и научиться пользоваться различными предметами (куклой, юлой, машинкой, мячом, водой, строительным материалом, ложкой, карандашом и др.). Наше внимание к этой деятельности будет способствовать развитию мышления, поможет сформировать у ребёнка готовность к деловому общению с другими детьми и взрослыми.

В дошкольном возрасте особое внимание надо уделять игре как ведущей деятельности ребёнка. Руководство игрой со стороны взрослых не должно ограничиваться лишь приобретением для него игрушек. Важно понаблюдать, во что и как играют дети, в доступной форме познакомить ребёнка с Родиной, её природой, с лучшими качествами советских людей. Этому способствуют прогулки, экскурсии, путешествия с детьми, чтение им книг, беседы о виденном и прочитанном, а также советы, указания по ходу самой игры, непосредственное включение в неё родителей. Не следует упускать из поля зрения и другие виды деятельности ребёнка — изобразительную, музыкальную, художественно-речевую, конструктивную, трудовую, учебную. Надо оказывать помощь, поддержку в их становлении. Ведь именно в деятельности формируется психика.