Взаимоотношения с окружающими

Со 2-го месяца жизни покормленный ребёнок, прежде чем опять уснуть, проявляет признаки желания «побыть в обществе». Роль взрослого в жизни грудного ребёнка переоценить невозможно. Из всего окружающего малыш с первых месяцев жизни выделяет человека, и общение с ним для ребёнка — самое привлекательное и приятное дело, способствующее оживлённому, жизнерадостному настроению.

С каждым последующим месяцем отношение ребёнка к взрослому усложняется. Если 3—4-месячный малыш на ласковый разговор любого человека реагирует радостной улыбкой, активными движениями конечностей, то в 5—6 месяцев он сначала длительно и внимательно рассматривает обращающегося к нему человека и только затем улыбается, если тот ему знаком и приятен, или наоборот, заплачет, когда не узнает в разговаривающем знакомое лицо. К 5 месяцам малыш чётко знает мать, отца и других близких лиц, чётко реагирует на их разговор.

На 7—8 месяце жизни он охотно общается со взрослыми, отличая членов семьи от незнакомых людей, улыбается близким, охотно участвует с ними в простейших играх, стремится повторять действия окружающих и выполнять их задания. К концу 1-го года жизни малыш проявляет интерес к другим детям, особенно старшим. Он всё чаще призывает на помощь взрослых. Его интересует совместная с ними деятельность, участие в их делах.