Нервно-психическое развитие и воспитание. Развитие движений

На 1-м месяце жизни у ребёнка ещё сохраняется свойственный периоду внутриутробного развития повышенный тонус сгибательных мышц, и движения его весьма ограничены. Функционируют лишь мышцы, обслуживающие важные жизненные функции (дыхательную, защитную и др.). Быстрое развитие мышц начинается с 1-го месяца жизни, однако происходит оно неравномерно. Первыми достигают функциональной зрелости мышцы шеи. К концу 1-го — началу 2-го месяца жизни ребёнок может приподнимать на короткое время головку, лёжа на животе. Укреплению мышц шеи и туловища в это время способствует выкладывание ребёнка на живот, что целесообразно повторять несколько раз в день во время пеленания. Выкладывают малыша на ровную твёрдую поверхность, лучше всего на стол, покрытый лёгким одеялом или плотной пелёнкой. Подушки, постель и мягкие одеяла для этого не годятся, поскольку не вызывают напряжения мышц. Продолжительность выкладывания возрастает постепенно, начиная с 1 минуты.

Вслед за мышцами шеи достигают своего развития мышцы туловища, а затем и конечностей. Чтобы этот процесс не тормозился, со 2-го месяца ребёнку нужна свободная, не препятствующая движениям одежда — ползунки, свободная кофточка с зашитыми рукавами. Дети, длительное время лишённые возможности активно- двигаться из-за тугого пеленания, развиваются хуже, у них труднее вырабатывается координация движений.

В 2 месяца малыш уже может в течение нескольких минут хорошо держать голову в вертикальном положении, свободно поворачивает её в сторону громкого звука, человеческой речи или яркой игрушки.

К 3-му месяцу жизни у детей начинает проявляться так называемый комплекс оживления — активные, хотя и беспорядочные движения рук и ног в ответ на обращение к малышу взрослого. При выкладывании на живот ребёнок уже приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья. Совершая беспорядочные движения руками, к 3 месяцам он пробует захватывать и удерживать игрушку. С этого возраста игрушки подвешивают так, чтобы малыш мог дотронуться до них рукой.

С 4-го месяца малыш начинает поднимать голову из положения на спине, приподнимается, опираясь на локти, лёжа на животе, упирается ногами при поддержке под мышки, пытается менять положение тела, поворачивается со спины на бок.

На 5-м месяце, лёжа на животе и опираясь на ладони вытянутых рук, ребёнок приподнимает туловище, свободно поворачивается со спины на живот, при поддержке за туловище ровно и устойчиво переступает ногами, свободно берёт и ощупывает игрушку, подвешенную над грудью.

6-й месяц жизни приносит малышу дальнейшую свободу действий. Он дотягивается до игрушки из любого положения, перемещается по манежу, подползая к заинтересовавшему его предмету. Ползание способствует ускоренному развитию длинных мышц спины, положительно влияет на осанку, усиливает кровоснабжение органов и тканей. Поэтому следует всячески поощрять это полезное действие, побуждая и помогая малышу ползти.

Со 2-го полугодия у ребёнка повышаются дифференциация, целесообразность и точность движений. К 7 месяцам он уже не просто размахивает игрушкой, а старается стучать ею об окружающие предметы, может перекладывать из одной руки в другую. Ребёнок уже хорошо ползает, ровно стоит при поддержке за обе руки.

Умением устойчиво сидеть большинство детей самостоятельно овладевают к 8-ме-сячному возрасту. Попытки родителей стимулировать это умение в более ранние периоды жизни не только не оправданы, но и вредны, так как неокрепшие мышцы плохо удерживают позвоночник и он может деформироваться и искривляться. Лишь самостоятельные попытки малыша садиться или вставать, держась за кроватку, свидетельствуют о необходимой крепости мышц. Пока этого нет, сажать ребёнка не следует. К 8 месяцам малыш способен выполнять и другие целенаправленные движения: лечь, встать, придерживаясь за стенки кроватки или барьер манежа, дать ручку, сделать прощальный жест «до свидания».

Следует иметь в виду, что каждому ребёнку присущи свои особенности развития. Одни дети долго ползают и не встают, другие, наоборот, быстро встают и почти совсем не ползают, но и те, и другие развиваются нормально.

1 2