Дошкольные учреждения

Детские ясли, ясли-сады, детские сады — государственные учреждения охраны младенчества и детства открытого типа, лечебно-профилактического, оздоровительного и воспитательного характера для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Вместе с семьёй детские дошкольные учреждения осуществляют всестороннее гармоническое развитие и воспитание личности, укрепляют здоровье детей, заботятся о формировании у них высоких моральных и эстетических качеств, готовят их к обучению в школе.

Детские ясли (с дневным или круглосуточным пребыванием детей) предназначены для воспитания детей до 3 лет (ранний возраст), детские сады — для детей от 3 до 7 лет (дошкольный возраст). В интересах соблюдения единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе, создан новый тип детских учреждений — я с л и-с а д, который объединяет детей раннего и дошкольного возрастов. Организуются ясли-сады районными, городскими отделами здравоохранения, промышленными предприятиями, учреждениями, совхозами и колхозами. Дети распределяются в яслях-садах по возрастным группам: младшая ясельная группа — от 2 месяцев до 1 года, средняя ясельная группа — от 1 до 2 лет, старшая ясельная группа — от 2 до 3 лет; младшая группа детского сада — от 3 до 4 лет, средняя группа — от 4 до 5 лет, старшая группа детского сада — от 5 до 6 лет. Количество детей в группах ясельного возраста — 15—20 человек, в группах детского сада — 25 человек. В нашей стране обучение детей в школе начинается с 6 лет. В некоторых регионах возможна подготовка детей к обучению в первом классе школы в подготовительных группах детского сада (возраст детей от 6 до 7 лет).

Ясли-сады делятся на районные (по месту жительства родителей) и ведомственные (по месту работы родителей). Детей принимают в них по направлениям районных отделов народного образования или по путёвкам фабрично-заводского комитета профсоюзов. Участковый педиатр детской поликлиники проводит всю необходимую работу по подготовке ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение. Эта работа должна быть направлена на облегчение адаптации ребёнка к новым для него условиям детского коллектива.

Оформление должно начинаться не менее чем за месяц до поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Родителям необходимо дать рекомендации по предупреждению стрессовых реакций ребёнка в период адаптации: приблизить домашний режим ребёнка к режиму детского учреждения, активно приучать ребёнка к общению с детьми соответствующего возраста и со взрослыми. Особого внимания требует организация профилактических прививок. Вакцинация должна проводиться не позднее, чем за месяц до поступления ребёнка в детское дошкольное учреждение.

При направлении ребёнка в дошкольное учреждение участковый педиатр заполняет выписку из истории развития и передаёт её в дошкольное учреждение. При этом подробно отражаются данные анамнеза, перенесённые заболевания, профилактические прививки, состояние здоровья ребёнка к моменту поступления с оценкой физического и нервно-психического развития, сведения об отсутствии контактов с инфекционными больными. Указываются также оздоровительные мероприятия, проведённые в период подготовки к поступлению в детское учреждение, даются конкретные рекомендации на период адаптации.

Дети в яслях-садах находятся, как правило, только днём, на ночь родители забирают их домой. При необходимости организуются группы круглосуточного пребывания детей в течение всей рабочей недели, а родители берут их домой только на выходные дни. Для детей ослабленных или перенёсших тяжёлые заболевания, а также нуждающихся в особом медицинском наблюдении, питании и лечении, длительном пребывании на воздухе, создаются особые санаторные группы или детские санаторные сады, в которых родители оставляют ребёнка на длительный срок. На лето большинство яслей-садов вывозят детей на дачу.

Медицинское обслуживание детей в дошкольных учреждениях. Для обеспечения наиболее благоприятных условий пребывания ребёнка в дошкольном учреждении важна чёткая преемственность в работе участкового педиатра и медицинских работников детского дошкольного учреждения. Лечебно-профилактическая помощь детям в дошкольном учреждении организуется детской поликлиникой, на территории обслуживания которой оно находится. Основными задачами детских поликлиник по медицинскому обслуживанию детей в дошкольных учреждениях являются систематический контроль за состоянием их здоровья, обеспечение всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на воспитание здоровых, физически крепких детей. Для руководства и контроля за организацией медицинского обеспечения детей в дошкольных учреждениях в поликлиниках создаются специальные отделения здорового детства, в состав которых входят врачи и медицинские сестры, работающие в дошкольных учреждениях и школах.

В дошкольных учреждениях силами медицинских работников этих учреждений и детской поликлиники должны быть обеспечены детям консервативное лечение хронических заболеваний ЛОР-огранов, санация зубов, противоглистное лечение, занятия корригирующей гимнастикой и лечебной физкультурой. Для профилактики инфекционных заболеваний в детском учреждении предусматривается принцип групповой изоляции. Общение допускается между детьми старших групп во время прогулок и проведения праздников при отсутствии карантина в группах.

Ежедневный утренний приём детей проводится групповыми медицинскими сестрами или воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, осматривают у детей зев и кожу, измеряют температуру тела (в ясельных группах всем детям, в дошкольных — по показаниям). При наличии признаков заболевания ребёнок в детское учреждение не допускается. Больные дети лечатся на дому участковыми педиатрами и врачами-специалистами детской поликлиники. При направлении в дошкольное учреждение детей после перенесённого заболевания участковый педиатр даёт справку с указанием диагноза, длительности заболевания, проведённого лечения, сведений об отсутствии контактов с инфекционными больными.

При выявлении инфекционного заболевания непосредственно в группе больной ребёнок немедленно изолируется до прихода родителей или, в случае необходимости, госпитализируется; в группе вводится карантин.

Профилактические прививки детям проводятся в соответствии с планом, составленным врачом совместно с медицинской сестрой. Прививкам подвергаются только практически здоровые дети, перед прививкой ребёнок должен быть обязательно осмотрен врачом. Родители должны быть поставлены в известность о предполагаемых прививках. Сведения о прививках заносятся в историю развития ребёнка и карту профилактических прививок.

При каждом детском дошкольном учреждении создаётся родительский комитет, который помогает администрации, медицинским и педагогическим работникам в проведении воспитательной и оздоровительной работы. Дошкольные учреждения дают женщине возможность работать, учиться, участвовать в общественной жизни.