Гигиена. Гигиенические навыки

Формирование гигиенических навыков и санитарной культуры у ребёнка должно начинаться с самого раннего возраста. При этом всё более расширяющийся контакт его с предметами окружающей среды требует соответственно и повышенного внимания к чистоте его кожи и одежды. Дети дошкольного возраста много времени проводят на улице, возятся с песком, различными предметами, животными. Их занятия приводят к загрязнению рук, одежды, обуви. Поэтому следует приучать ребёнка мыть руки не только перед едой, но и по мере их загрязнения. Утренняя водная процедура (душ, обливание или обтирание), не заменяя общую гигиеническую ванну, способствует очищению кожи. После года ребёнка можно купать через день или 2 раза в неделю. Однако и купание каждый вечер в современных условиях организовать несложно, а ребёнку оно будет только на пользу.

Мыть голову малышу достаточно один раз в неделю, если волосы сухие, можно один раз в 10 дней, используя детское мыло или шампуни. Детское мыло можно заменять ланолиновым, косметическим, спермацетовым, яичным. Хозяйственное мыло, которое содержит много щёлочи, для детской кожи неприемлемо. Волосы ребёнка надо стричь так, чтобы он сам мог их причесать.

Для развития и закрепления гигиенических навыков с годовалого возраста можно использовать повышенную склонность детей к подражанию. Ребёнку надо показать, как правильно умывать лицо, мыть руки. Для детей до 2—2,5 лет используют воду комнатной температуры, ребёнка постарше целесообразно приучить умываться холодной водой из-под крана. Для этого он должен сам поставить перед умывальником стульчик и встать на него, тщательно вымыть с мылом руки, хорошо ополоснуть водой и вытереть своим полотенцем, подвешенным на доступной для малыша высоте. Порядок действий при умывании следует сначала несколько раз показать, чтобы ребёнок его запомнил, а затем только контролировать или корректировать его соблюдение.

Для малыша обязательно должно быть выделено индивидуальное полотенце. Сухую обветренную кожу рук после мытья рекомендуется смазывать детским кремом или втирать глицерин-желе либо душистый глицерин.

Важно регулярно обрезать детям ногти. Если образовались заусеницы, их нужно осторожно обрезать маленькими ножницами и прижечь 5-процентной настойкой йода или 1-процентным спиртовым раствором бриллиантовой зелени. Некоторые дети имеют вредную привычку обкусывать ногти, что помимо всего прочего может вызвать воспаление мягких тканей в их области. Отучить ребёнка от этой привычки можно только путем спокойного и доступного разъяснения её вредности, поскольку запрещения и выговоры по этому поводу чаще всего оказываются малоэффективными и цели не достигают.

Ноги ребёнка надо каждый вечер мыть тёплой и ополаскивать холодной водой. Это позволит сохранить здоровой их кожу. Полезны специальные упражнения для ног, особенно для предупреждения плоскостопия (ходьба босиком по неровной поверхности, попеременно на носках и пятках, перекатывание ногами шариков, подтягивание пальцами ног коврика, захватывание палочек или булав).

Со 2-го года жизни следует приучать детей к пользованию носовым платком. Если положенным в карман одежды малыша платком взрослый будет вытирать ему нос, когда это необходимо, то уже к концу 3-го года ребёнок научится пользоваться им самостоятельно.

Приучая ребёнка к аккуратности на 2-м году жизни, матери следует сначала делать всё за него (вытирать лицо, помогать мыть руки, сажать на горшок, менять мокрую одежду), неизменно привлекая внимание малыша к необходимости поддержания чистоты. Вначале он будет пытаться только участвовать в этих процедурах, но к 3 годам овладеет ими и станет выполнять всё почти автоматически. При заботливом и целенаправленном отношении родителей к вопросам гигиены и обучения 3-летний ребёнок сможет самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, одеваться и раздеваться, а также обуваться и разуваться при небольшой помощи взрослых, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, правильно сидеть за столом, полоскать рот после еды, чистить зубы. Если же до 3 лет ребёнку не привиты эти основные гигиенические навыки, то позже ему, занятому другими увлекательными делами, будет попросту неинтересно их осваивать. Особенно это относится к высаживанию малыша на горшок. Надо проследить, когда у ребёнка чаще всего появляются позывы, и попытаться приурочивать к этому времени высаживание. Естественно, что начинают это делать тогда, когда ребёнок уже способен самостоятельно сидеть, а к полутора годам его можно научить и самому проситься на горшок. 2-летнего малыша, который еще не делает этого, нельзя наказывать, ибо наказания таят в себе опасность развития неврозов и закрепления надолго недержания мочи. Практически дети приобретают способность самостоятельно пользоваться горшком только к 3 годам.

1 2