Задержка психического развития

Многих родителей пугает, когда ребёнку ставится диагноз: задержка психического развития (ЗПР). Оснований же для страха нет.

ЗПР — это состояние качественно иное, чем умственная отсталость, или олигофрения. Просто не все дети созревают одинаково быстро. У детей с ЗПР к первому классу отмечается недостаток школьной зрелости. У них интересы находятся ещё как бы на уровне детского садика. Им хочется на уроке поиграть в куклы или съесть яблоко, они с трудом привыкают к школьному режиму, у них нет интереса к учебной деятельности. Внимание у таких детей неустойчивое, поэтому при письме они могут «терять» строчку, недописывать или удваивать буквы. У многих отмечается повышенная утомляемость или двигательная расторможенность. Правда, у некоторых детей с ЗПР может быть определённое снижение памяти и мышления. Однако оно не достигает той степени, что при олигофрении.

Между ЗПР и умственной отсталостью имеется некоторое внешнее сходство. Оно заключается в более низком по сравнению с возрастом уровне общих и школьных знаний, недостаточном словарном запасе, плохом усвоении школьной программы. Однако дети с ЗПР по сравнению с детьми, страдающими олигофренией, более живые, сообразительные, находчивые, хорошо принимают помощь. Они потенциально в состоянии овладеть программой общеобразовательной школы.

ЗПР встречается у 4—8 % учеников младших классов. Среди неуспевающих учащихся доля детей с ЗПР составляет свыше 50 %. Причиной ЗПР может быть патология беременности и родов, перенесённые нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, длительные и тяжёлые соматические заболевания, алкоголизм родителей, недостаточное воспитание.

Отграничение ЗПР от умственной отсталости иногда является сложным вопросом. Поэтому в некоторых случаях для постановки правильного диагноза требуется динамическое наблюдение за ребёнком в течение года детским психиатром и учителем с проведением психологического и логопедического обследования.

Если у ребёнка установлена ЗПР, то не следует торопиться отправлять его в школу. Иногда целесообразно начать обучение даже с 8 лет. Однако во всех случаях необходима большая помощь ребёнку со стороны семьи в овладении им школьными навыками, а также в общем развитии. Если у ребёнка установлена лёгкая степень ЗПР и семья уделяет ему много внимания, то он может обучаться в общеобразовательной школе. Учитель при этом должен учитывать особенности ребёнка. Детям с чрезмерной утомляемостью можно рекомендовать дневной сон, дополнительный выходной день или освобождение от некоторых последних уроков. Группа продлённого дня для таких детей в условиях массовой школы нежелательна.

При более тяжёлых степенях ЗПР дети должны обучаться в специальных школах-интернатах (классах). Направление в такие школы для детей с ЗПР выдают районные медико-педагогические комиссии. Содержатся дети на полном государственном обеспечении. Специальные школы-интернаты работают по программам общеобразовательных школ с выдачей обычного аттестата. Отличаются они от обычных школ тем, что в них введены особые режим и методика обучения, учитываются особенности учащихся, овладение программой 8 классов растянуто на 10 лет, меньше наполняемость классов (20—25 учеников), продолжительность уроков в первом классе составляет 30 мин. Если ребёнок выравнивается в учёбе, то решением педсовета он переводится в общеобразовательную школу по месту жительства.