Развитие общения в онтогенезе

Для психического развития ребёнка особо важное значение имеет его общение со взрослыми. Исследованиями доказано, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых. Основные из них — непосредственно-эмоциональное, деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение.

В основе непосредственно-эмоциональной формы общения лежит потребность ребёнка во внимании и доброжелательном к себе отношении со стороны близких ему взрослых. Для нормального развития ребёнка необходимо, чтобы взрослые общались с младенцем систематически, ежедневно. Убедительно доказано, что уже у детей первого полугодия жизни, имеющих опыт общения со взрослыми, отчётливо прослеживается превосходство в психическом развитии.

Для эмоционального общения важно, чтобы взрослые относились к ребёнку как к сознательной личности, способной их понять и откликнуться на их обращения. Возникающие в процессе такого взаимодействия личностные связи способствуют преодолению тревоги в новой обстановке, а при восприятии новых пугающих предметов — развитию инициативности.

К концу 1-го года жизни всё отчётливее проявляется потребность ребёнка не только в ласке, но и в сотрудничестве со взрослым ради быстрейшего достижения результата в практической или игровой деятельности. Деловое общение со взрослыми (просьба о помощи, приглашение к совместной деятельности, обращение за разрешением, обращение за оценкой результатов деятельности и т. д.) помогает малышам открывать и усваивать ранее неизвестные ему способы употребления предметов (из кубиков можно построить дом, кроватку, мостик, карандашом и красками можно изобразить любимую игрушку, солнце, цветы, ножницами — вырезать из бумаги ёлочку, бабочку, отрезать нитку, кусочек материи и т. д.).

Родителям важно сформировать у детей готовность к сотрудничеству со взрослыми и быть готовыми самим к такому сотрудничеству. Наличие её значительно облегчает адаптацию ребёнка к яслям, способствует преодолению пугливости, робости, помогает исключать неприятное, часто мучительное для него конфликтное состояние при встрече с новыми людьми.

Наряду с деловыми контактами со взрослыми ребёнок вступает также с ними и во внеситуативное общение — познавательное и личностное. При познавательном общении ребёнок, стремясь к получению новой для себя информации об окружающем мире, обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей (сообщение новостей, познавательные вопросы, просьба почитать, рассказ о виденном, фантазии) ; при личностном — удовлетворяет свою потребность в эмоциональной поддержке, во взаимопонимании, сопереживании и освоении мира человеческих чувств. Дошкольник, достигший уровня личностного общения, впервые испытывает радость от общности своих мыслей и чувств с переживаниями взрослого. Это помогает формированию у него позиции школьника, готовности к обучению в школе, где ему придётся многое принимать на веру, слушать педагога «с открытой душой». Личностное общение сказывается положительно и на умственном и волевом развитии ребёнка.