Развитие физических навыков

В возрасте от 1 года до 2 лет совершенствуются навыки ребёнка в ходьбе, лазании, бросании, перешагивании. Дети могут ходить по наклонной плоскости, перешагивать через палку или верёвку, поднятую от пола на 15—20 см. Они начинают ходить по траве, взбираться на бугорки, учатся бегать, пробуют влезать на невысокий диванчик, подниматься по шведской лестнице. Однако ходьба детей этого возраста ещё далеко не совершенна Чтобы увеличить площадь опоры, малыш широко расставляет ноги, сгибает их в коленях, наступает всей ступнёй сразу. Темп движений у него неравномерен: ребёнок то идёт быстро, почти бежит, то замедляет шаг, часто раскачиваясь из стороны в сторону. Ребёнку надо помочь научиться правильно ходить. Для этого используют упражнения, уменьшающие боковые раскачивания и ширину расстановки стоп. Полезно ходить по дорожке с ограниченной шириной. У детей старше полутора лет уже появляются элементы замаха и бросания, в которых участвуют мышцы туловища, рук и ног. При этом бросание правой рукой значительно отличается от бросания левой. Эта разница постепенно уменьшается, если упражнения в бросании проводятся обеими руками. Безусловно, движения лучше совершенствуются вне помещения, где этому способствует наличие неровностей почвы, пологих спусков и подъёмов, ямок и канавок на дороге, корней деревьев. Ребёнок учится перелезать через доступные для него препятствия, бегать и т. д. Пруд, речка, ручеёк — прекрасная цель для бросания камешков и шишек. Игры на воздухе способствуют выработке координации движений, развитию двигательных навыков. На 3-м году жизни продолжается развитие общих движений (ходьба, бег, лазание, бросание), совершенствуется координация. Заметно развиваются руки, ребёнок при небольшой помощи взрослого может одеться, раздеться, умыться. Он овладевает тонкими движениями кисти рук, пальцев: начинает рисовать карандашом, застёгивать пуговицы. К концу 3-го года жизни ребёнок может всходить и спускаться по наклонной доске, приподнятой от пола уже на 30—35 см, влезать на табурет высотой 25 см, перешагивать через палку, приподнятую над полом на 30—35 см, бросать и ловить большой мяч на расстоянии 70—100 см. Совершенствованию двигательных навыков помогают подвижные игры. Обычно они включают различные чередующиеся движения: ползание на четвереньках, бег с каким-нибудь предметом и т. д.

Дети в возрасте до 3 лет отличаются повышенной возбудимостью. Они очень подвижны, но быстро устают от однообразных движений, не могут долго без перерыва ходить или бегать, внимание их крайне неустойчиво, они быстро отвлекаются.

После года дети способны пройти не присаживаясь дистанцию до 10 м. С возрастом это расстояние увеличивается, и на 3-м году жизни в комплекс упражнений уже можно включать быструю ходьбу на дистанции до 30 м. После наиболее трудных упражнений можно делать кратковременный (30—40 сек) отдых.

К 4,5—5 годам движения становятся более скоординированными. Детям доступны уже прыжки, перепрыгивание через небольшое препятствие, они лучше справляются с бросанием и ловлей мяча. Труднее всего им даётся метание на дальность, особенно в цель, требующее хорошего глазомера и силы мышц, что ещё развито у них недостаточно.

В дошкольном возрасте продолжается дальнейшее совершенствование движений. Однако у младших дошкольников ещё нет достаточной чёткости движений при ходьбе и беге, для них характерен мелкий, семенящий шаг. Дети этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их ещё недостаточно согласованы, глазомер слабо развит, поэтому им трудно ловить мяч, попадать им в цель. Они не могут бросать далеко.

У 6-летних детей появляется лёгкость, ритмичность бега, исчезают боковые раскачивания. Они могут прыгать в высоту, в длину и на одной ноге. Развивается глазомер, осваивается метание на дальность и в цель.