Режим дня. В возрасте 1-7 лет

Неукоснительное соблюдение режима дня детьми в возрасте 1—7 лет является основным правилом для поддержания их высокого эмоционального тонуса и имеет большое воспитательное значение. Несоблюдение режима разрушает взаимосвязь биологических ритмов детского организма. На исключительное значение режима как дисциплинирующего фактора поведения детей указывал А. С. Макаренко: «В каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы малейшее нарушение режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с самого малого возраста ребёнка, и чем родители будут строже следить за выполнением режима, тем всё меньше будет нарушений и тем реже впоследствии придётся прибегать к наказаниям».

Главенствующее место в режиме дня детей после года занимает бодрствование. Дальнейшее развитие и укрепление нервной системы ребёнка позволяют ему бодрствовать без перерыва более длительное, чем в грудном возрасте, время. У него отпадает потребность во втором дневном сне, и малыш к полутора годам постепенно переходит на одноразовый сон. Продолжительность дневного сна на втором году жизни 3,5 часа, третьем —2,5, в возрасте 3—5 лет —2, к концу дошкольного возраста —1,5 часа. Если ребёнок днём систематически просыпается раньше положенного срока, значит, он быстрее отдохнул и восстановил свои силы для активных действий и удерживать его больше в постели нет нужды. Лежание без сна ничего не даёт ребёнку, он начинает шалить и активно сопротивляться пребыванию в постели, либо может приобрести черты будущего «лежебоки».

Приведённые в таблице 5 примерные режимы дня представляют собой схему, на которую следует ориентироваться. В зависимости от особенностей развития ребёнка, его здоровья, условий быта семьи в неё могут быть внесены соответствующие изменения. Детей с хорошим физическим и нервно-психическим развитием можно переводить на следующий возрастной режим несколько раньше, а ослабленных, длительно болевших лучше некоторое время оставить на режиме младшей возрастной группы. Если ребёнок спокойно относится к двухразовому дневному сну, быстро засыпает, лучше не спешить с переводом его на режим с одноразовым сном. И наоборот, когда малыш ранее полутора лет отказывается спать днём 2-й раз, можно раньше перейти на следующий возрастной режим. Отклонения режима дня по бытовым условиям семьи не должны быть резкими. Все режимные моменты можно сдвинуть на один час. Но при этом следует соблюдать интервалы между отдельными режимными моментами и длительность последних. Интервалы между кормлениями у детей преддошкольного и дошкольного возраста, даже сместившись во времени, должны составлять 3,5—4 часа, максимальная длительность бодрствования у детей до 1,5 лет —3,5—4,5, от 1,5 до 2 лет—4,5—5,5, в возрасте 2—3 лет —5,5—6, 3—6 лет —6—6,5 часа, продолжительность ночного сна в преддошкольном возрасте —10,5—11, в дошкольном —10—10,5 часов. Должны быть предусмотрены 3 прогулки на воздухе по 1,5— 2 часа.

Любые компоненты режима дня должны носить стойкий характер и выполняться постоянно. Для детей преддошкольного возраста это особенно важно в связи со сравнительно быстрым образованием положительных условных рефлексов и трудностью их переделки. Ломка установившегося распорядка жизни ребёнка особенно трудна, следствием её могут быть срывы в нервной деятельности, проявляющиеся нарушениями поведения, сна, отказом от еды. Разумеется, в обычной жизни трудно избежать разовых отклонений от режима дня, но они должны быть исключением.

Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребёнка, то он легко к нему привыкнет. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление и создаёт условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребёнка легко подчиняться семейному распорядку.