Физическое воспитание

Фундамент здоровья закладывается в детстве и прежде всего в семье. От того, насколько правильно будет организовано физическое воспитание ребёнка, во многом будет зависеть его самочувствие, настроение, успех в учёбе. Оно способствует росту трудовых возможностей ребёнка, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития.

Комплекс средств физического воспитания в семье включает: правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятие физической культурой и спортом, закаливающие процедуры и пребывание на свежем воздухе.

Введение режима дня начинается с того, что малыша приучают есть в определённые часы. С первых месяцев жизни необходимо приучать ребёнка также спать и бодрствовать в определённые часы.

С 3-летнего возраста уменьшается продолжительность сна в течение суток, преимущественно за счёт дневного. С каждым годом в режиме дня всё большее время отводится специальным занятиям с ребёнком. Если малыш посещает детский сад, то его домашний режим обязательно должен быть согласован с детсадовским и соблюдаться и в те дни, когда ребёнок дома.

Детям, посещающим школу в 1-ю смену, следует вставать в 7 часов. Проснувшись, ребёнок должен быстро встать, сделать утреннюю гимнастику, убрать постель и одеться, перед уходом в школу позавтракать. По возвращении из школы ребята до обеда могут поиграть, помочь по дому, выполнить поручения взрослых. Между 13 и 15 часами — обед. После обеда детям полезно 2 часа быть на воздухе. Вернувшись домой, ребята должны сесть за уроки. Выполнив домашнее задание, дети могут погулять на воздухе, посетить кружки, секции. После ужина желательно заняться своими делами. Дети до 13 лет ложатся спать не позже 22 часов.

Ребятам, занимающимся во 2-ю смену, целесообразно также вставать в 7 часов и, закончив гимнастику, туалет, уборку постели и завтрак к 8 часам, совершить небольшую прогулку. В 8.30—9.00 дети должны начать подготовку уроков. В оставшееся до обеда время они обязательно гуляют (не менее 2 часов). Обед — в 13.00—13.30. Возвратившись из школы, ученики 2-й смены ещё имеют время, чтобы побыть на воздухе до ужина, а после ужина заняться своими делами.

Разумеется, в разных семьях в зависимости от возраста детей, условий жизни и труда родителей могут быть некоторые особенности в организации режима дня. Однако они не должны наносить ущерба двигательной активности и нормальному физическому развитию детей.

Наиболее важным компонентом физического воспитания детей являются занятия физической культурой и спортом, развитие двигательной активности. Опыт воспитания в известной семье Никитиных свидетельствует о возможности оборудования в условиях городской квартиры домашнего стадиона — шведской стенки, турника, каната для лазания, колец и т. д.

В занятиях с детьми до 1 года следует использовать сначала пассивные ( с помощью взрослых), а затем элементарные активные движения, например, повороты головы направо, налево, переворачивание со спины на живот, ползание, подготовительные упражнения в ходьбе, катание мяча, простейшие игры типа «ладушки».

К утренней гимнастике ребёнка следует приучать, как только он научился ходить. Комплекс её для самых маленьких (1 — 2 года) состоит из 3—4 упражнений имитационного характера («достать мяч», «поднять мяч»). В занятиях с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет целесообразно использовать более сложные упражнения без предметов и с предметами (флажками, палкой, мячом). В физическом воспитании детей этого возраста большое место отводится подвижным играм и элементам плясок. Начиная с 3 лет упражнения усложняются, увеличивается их число (до 5—6) и число повторений.

Помимо утренней зарядки дети (в зависимости от возраста) должны ежедневно упражняться в различных видах движений. С 3 лет малыши учатся бегу, прыжкам в высоту, метанию на расстояние, в цель, упражняются в равновесии, с 4 лет их можно учить ходить на лыжах, с 5 — плавать, играть в бадминтон, с 6 лет — кататься на коньках, играть в настольный теннис, выполнять элементы игры в баскетбол, городки. Детям дошкольного возраста не рекомендуется делать физические упражнения статического характера, силовые упражнения, приводящие к утомлению нервной системы, нарушению кровообращения и дыхания. Ребятам более старшего возраста можно рекомендовать занятия в спортивных секциях.

Наиболее эффективны спортивные упражнения на свежем воздухе, так как они стимулируют обменные процессы. Вместе с тем родители должны учитывать рекомендации врачей-онкологов, предостерегающих от длительного пребывания детей на воздухе в туманную погоду в крупных промышленных городах.