Характер

У каждого человека рассмотренные нами черты и качества личности соединены по-разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности и образует характер. Он начинает проявляться с детства и представляет собой отпечаток воспитания и собственной деятельности ребёнка. В то же время и сам характер накладывает печать на все его поступки, мысли и чувства. По этим проявлениям (их недаром называют характерными) мы и судим о характере человека. Характерными считаются не все особенности ребёнка, а только существенные и устойчивые. Так, если он, к примеру, кому-то случайно нагрубил или в силу каких-то обстоятельств не сдержал слово, это ещё не означает, что он грубиян или обманщик. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведёт себя в той или иной ситуации, как поступит, что скажет. Когда родители заявляют: «Нет, мой сын этого сделать не мог!», они опираются именно на своё представление о характере ребёнка. Кстати, есть хороший способ проверить, знаете ли вы своего ребёнка: попробуйте подсчитать, в скольких случаях, например, из десяти, вам удалось более или менее точно предсказать его поведение, слова и поступки.

Черты характера, или качества личности, подразделяются на несколько крупных блоков, групп, тесно связанных между собой, влияющих друг на друга и отражающих отношение человека к разным сторонам действительности и самому себе. Именно об основных компонентах характера и шла речь, когда рассматривалось развитие отдельных сторон личности ребёнка. Во-первых, это черты, в которых проявляется отношение ребёнка к окружающим его людям и обществу в целом. Это зачатки патриотизма, коллективизма, общительность, чуткость, правдивость, искренность. Все эти и многие другие качества этого блока формируются уже на уровне дошкольного детства. Недаром говорят, что ребёнок усваивает их «с молоком матери».

Следующую группу черт характера составляют качества, в которых выражается отношение человека к самому себе. О них говорят в связи с формированием самосознания ребёнка, его самооценки и уровня притязаний. Уже у дошкольника возникают такие черты характера, в которых проявляется отношение к труду и его результатам.

Характер человека приобретает цельность и определённость благодаря волевым чертам. Когда о ком-то говорят: «человек с характером», «мямля», «ни то, ни сё», то как раз подчёркивается именно волевая основа характера. Вместе с особенностями темперамента волевые черты во многом определяют динамический рисунок характера. Не следует путать, смешивать свойства темперамента и черты характера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным, смелым или, наоборот, лживым, злым, грубым, трусливым ребёнок может стать при любом темпераменте. Правда, черты характера проявляются в зависимости от темперамента по-разному. Кроме того, на базе тех или иных особенностей темперамента одни черты характера вырабатываются быстрее и легче, а другие — труднее. Так, общительность и оптимизм, например, легче воспитать у сангвиника, чем у меланхолика, а дисциплинированность и выдержку у флегматика, чем у холерика. Во всяком случае, при воспитании характера ребёнка необходимо всегда учитывать его темперамент, как, впрочем, и свои собственные черты характера и темперамент при общении с ним.