Эстетическое воспитание

Имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребёнка. Родители учат детей замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помогают им выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, содействуют приобщению их к художественному творчеству.

Огромные возможности для эстетического воспитания заложены в окружающей ребёнка действительности. Уже с того момента, когда малыш после сна открывает глаза, он попадает в разнообразный мир окружающих вещей. Задача родителей раскрыть его красоту, обратить внимание сына или дочери на красоту и удобство их одежды, мебели, комнатных растений, букетика весенних цветов. Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса принадлежит первым игрушкам. Они учат познавать жизнь и являются источником первых эстетических впечатлений. Привлекая детей к участию в наведении чистоты и порядка, к созданию уютной обстановки в квартире, родители также воспитывают эстетические вкусы. Однако сердцевиной эстетического воспитания в семье является приобщение детей к творчеству (художественное воспитание).

Дети очень рано (с 1,5—2 лет) обнаруживают потребность рисовать и лепить. Родители должны помочь своим детям приобрести определённые навыки в рисовании. Умение ребёнка читать чужой рисунок — первое условие его готовности к изобразительной деятельности. Малыш очень рано, ещё до того, как научится читать, любит листать иллюстрированные книжки. Это занятие нужно поощрять, помогая понять изображение.

Руководство изобразительной деятельностью детей требует от взрослого большого такта. Следует избегать крайностей — нетерпимой критики замеченных недостатков или полного невмешательства. Видя, например, что дочь, начиная рисовать куклу, изображает голову очень большой, можно предложить ей подумать, какой величины должна быть голова, чтобы весь рисунок уместился на листе. Вот 4-летний сын нарисовал кузов машины и остановился, не зная, что делать дальше. «У тебя получился хороший автомобиль,— замечает отец.— Но сможет ли он поехать?». Мальчик догадается, что нужно дорисовать колёса, руль.

Родители приобщают детей к рисованию с натуры, по памяти, подключают декоративное рисование, составление узоров, лепку. Особенно следует поощрять трудолюбие, настойчивость, самостоятельность — качества, являющиеся залогом развития художественных способностей.

Основа развития музыкальности ребёнка — живое восприятие музыки. Малыши 2—3 лет с удовольствием слушают народные песни, произведения композиторов. К восприятию музыкального произведения детей иногда надо готовить заранее. Краткое слово о том, что предстоит им услышать, усиливает внимание, углубляет музыкальное впечатление ребёнка. После того, как ребёнок прослушал музыку, можно предложить ему поделиться своими впечатлениями. Целесообразно проводить многократное прослушивание песен, музыкальных пьес, игру в узнавание. Чрезвычайно важен и такой вид музыкальной деятельности, как исполнительство: пение, игра на музыкальных инструментах и др. Особое развивающее значение имеет хоровое пение.

Детей с явно выраженной музыкальной одарённостью целесообразно определять в специализированные школы.

В эстетическом воспитании детей большое значение имеет развитие чувства любви к природе. В связи с усилением природоохранительной деятельности, с необходимостью рационального использования природных богатств становится актуальной такая грань личностного развития ребёнка, как экологическая воспитанность.

Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общественной ценности, научить ребёнка бережно к ней относиться. С точки зрения экологического развития многое дают походы и экскурсии по родному краю, участие семьи в таких мероприятиях, как День птиц, День леса, всякое разумное общение семьи с природой. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого.