Возрастная сензитивность

Психическое развитие ребёнка протекает неравномерно, и каждому периоду детства присуща особая отзывчивость, возрастная чувствительность к воздействиям окружающей среды. Она изменяется на протяжении жизни. На одних возрастных этапах ребёнок проявляет повышенное внимание к одним сторонам действительности, на других — к иным, ранее вроде бы и не представлявшим для него особого интереса. Психологи выделяют так называемые сензитивные (от латинского sensus — восприятие, чувство, ощущение) — наиболее благоприятные, оптимальные сроки для развития определённых психических процессов. Например, на 2-м и 3-м году жизни ребёнок легко и быстро овладевает речью именно потому, что в этот период он особенно сензитивен к лингвистическим явлениям. Пятилетние дошкольники обладают особой чувствительностью к звуковой стороне речи (этот период наиболее оптимален для начала обучения грамоте), а шестилетки уже проявляют повышенный интерес к чтению и в этом возрасте особенно успешно овладевают им. Для развития координации движений сензитивным является младший школьный возраст. Именно в это время ребёнку следует приступать к занятиям гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т. п. В дошкольные годы отчётливо обнаруживаются стремление ребёнка к речевому общению, расположенность к играм, тяга к образному и эмоционально окрашенному воображению, непосредственная любознательность, у многих — расположенность к рисованию и конструированию. Возрастную сензитивность детей важно использовать: упустишь время — и уже трудно компенсировать потери.