Гимнастика в семье

Помимо утренней гимнастики, в вечернее время (за 1 — 1,5 часа до сна и спустя час после ужина), когда вся семья собирается вместе, весьма полезно хотя бы 10—20 мин позаниматься гимнастическими упражнениями. Сюда можно включить вращения таза, туловища, круги руками, приседания, наклоны вперёд, назад, отжимания в упоре лёжа, различные упражнения для брюшного пресса. Дети, глядя на родителей, с удовольствием будут выполнять несложные, но полезные для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности упражнения.

Кроме того, детей уже с 1,5—2 лет желательно обучать простейшим акробатическим и гимнастическим упражнениям. Занятия должны носить характер игры и быть интересными, без принуждения. Освоение приводимых ниже нескольких упражнений поможет развить координацию движений, ловкость, улучшить работу вестибулярного аппарата.

1. Кувырок вперёд в группировке. Вначале на диване ребёнок принимает положение стоя согнувшись, ноги врозь. Один из родителей кладёт на затылок малыша ладонь и плавно наклоняет его вперёд, помогая выполнить кувырок вперёд в сед. Проделать упражнение 4—5 раз. Затем это же упражнение выполняется на ковре. После нескольких занятий по освоению кувырка с помощью родителей ребёнок сможет его выполнить уже самостоятельно.

2. Сальто с плеч. Ребёнок становится ноги врозь перед одним из родителей на расстоянии одного шага. Родитель подходит поближе к ребёнку и наклоняет малыша вперёд, обхватывая его правой рукой за живот, левой под затылок, поднимает ребёнка, переворачивая его и сажая на шею (лица обоих оказываются повёрнутыми друг к другу). Затем родитель наклоняется вперёд и, переворачивая ребёнка в воздухе, ставит его в исходное положение, до конца придерживая (страхуя) малыша. Выполнить 2—4 раза.

3. Сальто назад с места. Один из родителей подходит слева от ребёнка, стоящего с поднятыми руками лицом к нему, и берётся правой рукой со стороны живота за правый бок на уровне поясницы, левой рукой — за левый бок (большие пальцы обеих рук повёрнуты друг к другу и касаются живота ребёнка) . Малыш прыгает вверх, а страхующий переворачивает и ставит ребёнка на ноги. Особое внимание следует обратить на мягкое приземление, не торопясь отпускать страхующий хват руками. Выполнить 3—5 раз.

4. Стойка на плечах. Один из родителей садится на стул, ноги врозь. Ребёнок подходит к нему, наклоняется вперёд. Родитель берёт малыша ладонями обеих рук за таз и ставит его в стойку на плечах с опорой на свои бёдра, регулируя руками положение ног. В стойке ребёнок превосходно чувствует себя и может находиться в ней не менее 10—15 сек.

Во время таких семейных гимнастических занятий детей следует также обучать прыжкам через какое-либо препятствие (например, из кубиков сделать линию и т. д.), прыжкам со скакалкой, вращению обруча и его катанию, передачам и ловле мяча, упражнениям на домашних гимнастических снарядах. Фантазии здесь предела нет. Важно не сдерживать, а поощрять стремление ребёнка к движениям.