Дошкольные учреждения теперь экологическое обучение и балету

В последнее время дошкольное образование стало чем-то само собой разумеющимся, таким же естественным, как умение ребёнка к десяти годам писать, читать и считать. Однако немалая часть родителей, если не большинство из них, всерьёз не задумываются о целесообразности начала учебно-воспитательного процесса в отношении своих детей ещё до начала обучения в школе. Для многих дошкольное образование, запись детей в различные дошкольные учреждения, обучение балету или занятия в спортивных секциях являются следованием моде – раз всё большее количество людей это делают, значит, и нам нужно сделать точно так же. Мы не утверждаем, что дошкольное образование это исключительно хорошо или исключительно плохо, мы только хотим увидеть в нём какие-то минусы и плюсы, чтобы вы, родители, попытались более вдумчиво принимать решения, вовлекать ли вашего ребёнка в систему образования со столь нежного возраста.

Какую картину мы наблюдаем? Сейчас «в первый раз в первый класс» зачастую идут не мальчики и девочки, которые приходят познавать абсолютно новые для них знания, вырабатывать новые навыки, постигать новые умения. В наши дни уже достаточно серьёзный процент первоклашек в свой первый учебный день по багажу имеющихся у них знаний уже готовы переходить во второй, если не в третий класс. Они уже умеют писать, считать, решать арифметические примеры и даже задачи, довольно бегло читать – дошкольные учреждения, становящиеся всё более многочисленными и специализирующиеся на так называемой «подготовке к школе», хорошо знают своё дело. Порой в таких учреждениях преподают детям азы даже таких ещё диковинных для нас дисциплин, как, например, экологическое воспитание. Помимо обращений к специалистам многие родители самостоятельно занимаются со своими детьми, не желая, чтобы они попадали в школу неподготовленными. Дело в том, что во многих школах, в основном столичных, такое явление, как первоклассник, не умеющий читать и писать, уже воспринимается как нонсенс. И такое отношение зачастую даже поддерживается педагогами.

Вы спросите – что же здесь плохого, что ребёнок раньше стандартных сроков освоит азбуку, счёт и таблицу умножения? Конечно, знания это замечательно, и если у ребёнка действительно имеются способности и тяга к «досрочному» овладению базовыми знаниями, это прекрасно, это нужно всячески поощрять. Но здесь вся загвоздка в небольшом, все в 4 буквы, слове «если». Если ребёнок талантлив, и он сам тянется к знаниям в 5 лет, в 4 или в 3 года, это прекрасно. Однако в подавляющем большинстве случаев такая инициатива исходит от родителей. А столь рано проявляются способности далеко не у всех. В том ведь и заключается смысл начала учебных занятий в 6-7 лет, что именно к этому возрасту у подавляющего большинства детей и формируется база интеллектуальных способностей, способностей к самодисциплине, проявляются познавательные интересы. Когда же родители, следуя моде, начинают либо самостоятельно учить объективно не готовых к этому детей, либо отводят их в специальные дошкольные учреждения, ничего хорошего из этого не получается. Нет, определённого прогресса родители добьются, их дети уже придут в школу с определённым запасом знаний, но риск потерять при этом больше, нежели приобретаешь, немал.

Во-первых, если ребёнок ещё не готов к учебным занятиям, а его принуждают к ним, у него очень легко может сформироваться стойкое негативное отношение к учёбе, неприятие учёбы. И в школе это неприятие лишь будет усиливаться по мере увеличения учебной нагрузки.

Во-вторых, возможен обратный эффект – ребёнок, придя в первый класс и увидев, что всё, что здесь рассказывают, он уже знает, может решить, что для учёбы ему не нужно предпринимать особых усилий. И это убеждение может оказаться весьма стойким и определить характер отношения ученика или ученицы к учёбе на долгие годы, вплоть до окончания школы.

Поэтому, чтобы избежать этих опасностей, главным критерием для принятия решения о том, начинать ли обучение с дошкольных лет или подождать до первого класса, должны быть готовность и желание ребёнка получать знания. Именно ребёнка, а не только его родителей.

Второй аспект образовательно-воспитательного процесса дошкольника – расширение сферы его интересов. Сюда относятся занятия в каких-либо кружках, обучение балету, занятия в спортивных секциях, эстетическое воспитание, экологическое воспитание, этическое воспитание многие другие занятия, которые, по мнению родителей, должны помочь их детям раскрыть их таланты и заложить базу будущих многосторонних личностей.

Намерения, бесспорно, благие и заслуживающие уважения. Вот только снова встаёт вопрос – а готов ли к этому ребёнок? Конечно, можно вспомнить пример Моцарта, который когда ещё пешком не то что под стол, а под стул ходил, уже мог с завязанными глазами исполнять на музыкальных инструментах сложнейшие по тем временам произведения. И даже если ваш ребёнок не Моцарт, у него есть свои таланты. Но они непременно проявятся сами, без понуждения. И только в этом случае родители могут (и должны) взять на себя воспитательную инициативу и направить не всегда горящего желанием ребёнка по нужному руслу.

Но повторюсь – делать это нужно лишь в том случае, когда дарование вашего ребёнка очевидно. В противном случае вы попросту отнимите у вашего сына или дочери часть детства, весьма немаловажную часть. В дошкольном возрасте личность ребёнка формируется в первую очередь в свободной игровой форме. Именно в игре ребёнок начинает понимать, что в жизни есть определённые правила и им нужно подчиняться. Именно в игре ребёнок узнаёт, что такое «горячо» и «холодно». Именно в игре ребёнок познаёт окружающий мир. Именно в игре ребёнок учится общению с другими детьми и со взрослыми.

А в ситуации, когда родители, считающие, что ребёнок непременно должен быть «всесторонне развитым» едва ли не с колыбели, и таскают его по всевозможным секциям и кружкам, они фактически в немалой степени лишают ребёнка его важнейшего инструмента познания жизни и себя в этой само жизни – лишают возможности беззаботно, без оглядки на принцип «ты должен», играть. Ведь в школе уже нужно подчиниться распорядку дня, недели, месяца, года. Какая уж там совсем беззаботная игра…

Обучение балету и экологическое воспитание вещи, безусловно, полезные, однако игра в этом возрасте для ребёнка ещё важнее. Какое же детство без игры? Безусловно, каждый ребёнок означает свою неповторимую ситуацию развития. И принимать решение о сроках и степени дошкольного образования, нужно исходя из особенностей конкретного мальчика или девочки. То, что школьное обучение по стандарту начинается в 6-7, вовсе не означает, что нельзя получать знания раньше. Но родители, будьте осторожны, и принимайте в расчёт в первую очередь не ваше желание «чтобы ребёнок был умным», а потребности самого ребёнка. Только так вы сделаете счастливым и его, и себя.