Знакомство (из истории наших предков)

Знакомство (из истории наших предков)
Вопрос о знакомстве сложности не представлял. Мало кто из тогдашних молодых людей, действительно, ломал голову над проблемой знакомства. В старинных русских городах облюбовывали невест на крестных ходах. Для этого девушек на выданье одевали в лучшие наряды и в сопровождении надежных родственниц вели в известный день на условное место.

Иногда можно было видеть такую картину: в красиво убранной карете сидят две женщины: одна из них — молода и хороша собой, рядом с ней дама постарше, очевидно, родственница. Навстречу им движутся другие кареты и экипажи, в них сидят юноши, вглядываясь в лица проезжающих мимо девиц. Бывает, молодые люди уже «положили глаз» друг на друга, тогда они приветливо здороваются: мужчина снимает шляпу, девушка лишь, соблюдая приличия, слегка кивает и чуть заметно улыбается.

В мещанской городской среде по воскресеньям устраивались вечеринки. На них пели под гитару или гармонь романсы, играли в увлекательные игры — флирт цветов, краски, телефон и т.п. и танцевали польку, кадриль и краковяк.
Атмосфера на этих вечерах была лирической, Душевной. Девушки обычно имели специальный красиво разукрашенный альбом, куда молодым людям предлагалось вписывать стихи.

В аристократической среде устраивались домашние вечера. На них танцевали под фортепиано вальсы и кадрили, также пелись романсы, но уж более художественные. Девушка из хорошей семьи, умеющая играть на фортепьяно и петь, пользовалась большим успехом. Никаких вольностей молодые люди себе не позволяли, всё было чинно и благородно.

В дворянских и богатых купеческих семьях девушек с определенного возраста вывозили на танцевальные вечера и балы, сезон которых открывался с октября. Самым благодатным местом для знакомства и сватовства считалась Москва, куда осенью свозились девушки, чей возраст уже позволял думать о подыскании «партии».

Немалое количество браков создавались и с помощью специальных людей, и тогда, и сейчас именуемых свахами. «Выбирай не невесту, а сваху», — гласит народная пословица, а это означает, что к процессу сватовства относились прежде очень серьезно. Хорошо владеющая искусством сватовства женщина, будучи к тому же хорошим психологом, порой лучше жениха и невесты знала, что именно подойдет каждому. Делились свахи на две категории: свахи по страсти к свадьбам и устраиванию чужих судеб и профессиональные свахи. В обязанности свах входило не только совершить само сватовство, но и провести предварительную разведку, разузнать, какое приданое дается за невестой, в чем оно состоит: в платьях ли, деньгах, вотчинах и т. п. Вопрос о свадьбе решали в тот же день, не прибегая ни к каким иносказательным и поэтическим приёмам. В случае положительном родители невесты и сваха трижды обходили вокруг стола, крестились на образа и, расставаясь, сразу же договаривались о смотринах; «Чего тут калякать? Давайте свадьбу стряпать».

При удачном сватовстве стороне жениха вручалась роспись приданого, включающая доскональные сведения о том, какая за невестой обещана недвижимость, а также серебро, золото, ювелирные украшения, мебель, одежда, постельное белье. Ежели сватовство оказывалось успешным, после обсуждения росписи приданого обычно через неделю назначались смотрины.