Русские учёные-медики, в том числе и педиатры, рассматривают конституцию ребёнка как совокупность функциональных и структурных особенностей, сложившихся на основе наследственных и приобретённых свойств организма и определяющих его ответные реакции на внешнесредовые влияния. Конституция не является чем-то неизменным. Однако наиболее выраженного её изменения в необходимом направлении легче добиться при учёте критических периодов роста и развития.
Суть критических периодов роста и развития организма ребёнка состоит в том, что генетическая информация реализуется на протяжении всего периода детства не равномерно, а поэтапно. Это касается любого органа или системы и организма в целом. Например, масса печени ребёнка активно нарастает в плодный период, после его рождения увеличение её замедляется, масса мозга активно нарастает до 7—8-летнего возраста, а затем идёт его совершенствование. Рост и нарастание массы тела ребёнка также идут неравномерно — периоды вытяжения сменяются периодами округления и т. д. При отсутствии надлежащих условий происходит задержка в росте и развитии (ретардация), если же существующие условия стимулируют реализацию всех возможностей организма, развитие идёт ускоренно (акселерация). Эта закономерность наблюдается как в отношении физического, так и нервно-психического развития. Случается, например, что в связи с болезнью или по другим причинам на длительный период задерживается физическое развитие. В таких случаях в дальнейшем нередко формируется своеобразный тип конституции с равномерным отставанием массы и роста (гипо-статура). Если время для нормальной биологической активности, связанной с развитием интеллекта, упускается, возникает ретардация, ведущая к асинхронному или необратимому аномальному развитию личности.
Конституция человека формируется преимущественно в детском возрасте. У детей легче и изменять конституциональные особенности, влиять на них на фоне активно происходящего обмена веществ, роста и развития организма.
Взрослых людей часто делят на три конституциональных типа: нормостенический (атлетический), астенический и гиперстенический. Атлетический тип конституции отличается хорошим развитием мышечной системы. При астеническом, наоборот, мышечная система развита слабо. У лиц с этим типом конституции часто высокий рост, вытянутая и уплощённая грудная клетка. При гиперстеническом типе рост относительно низкий, грудная клетка округлая, укорочена, шея короткая, имеется склонность к избыточному накоплению подкожно-жирового слоя.
Разделить детей на указанные типы конституции значительно труднее. Однако и у них с ростом уже в школьном и даже дошкольном возрасте выявляются чёткие конституциональные особенности. По принятой в РОССИИ классификации В. Г. Штефко и А. Д. Островского (1929) выделяют 6 конституциональных типов у детей: торакальный, дигестивный, абдоминальный, мышечный, астеноидный, неопределённый. Характеристики отдельных типов конституции у детей близки к тем, которые отмечаются у взрослых людей. Так, мышечный тип похож на атлетический, астеноидный — на астенический, дигестивный — на гиперстенический. Другие типы являются по существу переходными. Каким сформируется конституциональный тип ребёнка до половой зрелости и после, во многом зависит от условий питания, воспитания, перенесённых заболеваний и других причин. Однако при этом сохраняет своё значение и наследственная предрасположенность к формированию того или иного типа.
Интерес к изучению конституциональных особенностей человека во многом обусловлен тем, что у разных людей различная реакция на одни и те же болезни. Замечено, например, что лица с гиперстеническим типом конституции, у которых увеличены поперечные размеры тела и имеется склонность к полноте, предрасположены к болезням обмена веществ, подагре, заболеваниям желчных путей, эмфиземе, атеросклерозу. Но они реже болеют инфекционными болезнями, туберкулёзом. Люди атлетического телосложения чаще болеют гипертонической болезнью, ревматизмом, гломерулонефритом, гастритом с повышенной кислотностью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки. Астеники часто страдают артериальной гипотонией, гастритом с пониженной кислотностью и др. У детей предрасположенность к тем или иным заболеваниям в зависимости от типа конституции менее выражена. Тем не менее при обследовании школьников выявлена следующая закономерность: сосудистая дистония по гипертоническому типу чаще встречается у детей с мышечным типом телосложения, а сосудистая дистония по гипотоническому типу — у детей с астеноидным типом конституции.
Выраженные отклонения от нормальной конституции носят название диатеза, или аномалии конституции. У детей первых лет жизни широко распространённой аномалией конституции является экссудативный диатез.
Есть у детей и иные диатезы: лимфатический, нервно-артрический, могут быть сочетания этих диатезов с экссудативным. При лимфатическом диатезе имеется предрасположение к заболеваниям лимфатических узлов, бронхиальной астме, при нервно-артрическом—дети предрасположены к неврозам, ревматизму, гломеруло-нефриту и другим заболеваниям.
Наличие у ребёнка аномалий конституции может установить только врач. Он же в каждом отдельном случае в зависимости от формы диатеза и состояния ребёнка назначает лечение. С помощью же обычных профилактических мер (рациональное питание, достаточное пребывание ребёнка на воздухе, соблюдение режима сна и бодрствования, профилактики других заболеваний) с учётом конституциональных особенностей можно значительно успешнее добиться приспособления ребёнка к меняющимся внешнесредовым факторам.