На протяжении 1-го года жизни ребёнок устанавливает связи с окружающим миром на базе безусловных и образующихся условных рефлексов. Первый месяц жизни уходит в основном на приспособление новорождённого к условиям существования. Со 2-го месяца он начинает познавать окружающий мир, чему способствует развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Появление в этом возрасте первых условных рефлексов свидетельствует о прогрессирующем созревании коры головного мозга и активном приспособлении ребёнка к условиям существования. Взгляд малыша становится осмысленным, задерживается на ярких предметах, лице разговаривающего с ним взрослого человека. Когда ребёнка берут на руки и укладывают в обычную позу кормления, он, ещё не приложившись к груди, начинает причмокивать губами. Если его кормят из бутылочки, он радостно оживляется от одного её вида. 4-месячный малыш, ещё не понимая значения слов, по интонации улавливает основной смысл обращения к нему, а своё отношение к окружающему пытается выразить оттенками лепета.
Познавательная деятельность ребёнка тесно связана с развитием активных движений. Возможность целенаправленно двигать руками, захватывать и удерживать игрушки влечёт за собой детальное их ощупывание. Если в них есть отверстия, ребёнок попытается засунуть в него палец. Для стимуляции этой познавательной деятельности игрушки с 5-го месяца лучше не подвешивать, а раскладывать рядом с малышом во время бодрствования.
К полугодию активный интерес ребёнка ко всему окружающему отчётливо отражается на всём его облике. Об этом свидетельствует любая фотография малыша этого возрастного периода. Приподнявшись на руках, он готов оглядеть весь мир. Он уже чётко улавливает настроение взрослых и по их виду, и по тону разговора. Малышу нравится всё, что расширяет его кругозор: новые игрушки, новая обстановка. Поэтому его не следует постоянно держать в кроватке, периодически полезно брать его на руки, носить по комнате, подносить к окну. Это расширит возможности его познавательной деятельности, позволит получить много приятных ощущений, увидеть ранее недоступные обзору участки квартиры, людей и транспорт за окном, изменения погоды и т. п. Однако не надо приучать малыша проводить на руках у взрослого весь период бодрствования, некоторое время ребёнок обязательно должен самостоятельно играть в кроватке, что приучит его к некоторой независимости, способности сосредоточенно изучать окружающие предметы, заниматься с игрушками.
Во 2-м полугодии жизни ребёнок уже осознаёт целесообразность действий с предметами. Если малыш в этом возрасте случайно ляжет иа жёсткую игрушку, он не плачет от неудобства, а сам уверенно с неё скатывается. Он начинает осознавать опасность. Переворачиваясь в кроватке или манеже, малыш не стукается об их стенки. Играя с твёрдой игрушкой, не бьёт себя по лицу. На 8-м месяце жизни он умеет отыскивать предмет, привлёкший его внимание, а к 9 месяцам помнит своё имя и поворачивается на зов. С возрастом увеличивается любознательность: ребёнок любит наблюдать за движением транспорта, людей, охотно тянется к животным. Всё ему хочется пощупать, узнать. Он легко запоминает названия предметов, разученные действия. К году он не только чутко улавливает интонацию речи взрослого, но и понимает значение многих слов. У него закладывается восприятие музыки, её мелодий и ритмов. Музыкальные пятиминутки желательно проводить ежедневно, используя проигрыватель, магнитофон, радио. Это формирует у ребёнка отношение к различным мелодиям и ритмам.