Развитие эмоций

Первым выражением эмоциональной жизни ребёнка является улыбка, которой он с месячного возраста выражает свою радость при ласковом обращении к нему взрослого. К концу 2-го месяца жизни отдельные эмоционально-положительные реакции объединяются в целостную систему, называемую комплексом оживления. Начиная оформляться на 2-м месяце жизни в виде отдельных компонентов (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление), комплекс оживления у3-месячных детей приобретает активный характер, дополняется оживлёнными движениями рук и ног, какими-то пока неясными звуками.

3-месячный малыш громко смеётся, когда с ним играют. К 4 месяцам он проявляет чётко выраженные эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия. Во 2-м полугодии жизни круг его эмоций расширяется. В 9—10 месяцев ребёнок пугается в незнакомой обстановке, способен обижаться, проявлять гнев при отказе выполнить его желания. У него долго сохраняется чувство страха после падения или ушиба или вследствие запугивания волком, «который тебя съест», стариком, «который сунет в мешок и унесёт», или тётей в белом халате, «которая сделает укол». К году малыш может плакать от сочувствия к другому обиженному плачущему ребёнку и сам страдает от обиды, когда его не принимают в общую игру старшие дети.