Неврозы

Это большая группа психогенных заболеваний, то есть болезней, в основе которых лежат психотравмирующие воздействия (психическая травма или психотравмирующая конфликтная ситуация). Психическая травма — это остро возникшая или хронически действующая неблагоприятная ситуация, которая вызывает тяжёлые переживания и перенапряжение в протекании нервных процессов. К острой психической травме относят угрозу жизни и благополучию (у детей встречается относительно редко), любое * быстрое изменение внешней обстановки, внезапные семейные переживания, резкие конфликты дома или в детском коллективе и т. д. В качестве примера можно привести испуг, неожиданное появление перед ребёнком чего-то необычного, смерть близкого человека, разводы родителей. К хронически действующим психотравмирующим ситуациям относятся неправильный или противоречивый тип воспитания, деспотизм родителей (требование неукоснительного выполнения всех распоряжений родителей, нередко превышающих возможности ребёнка) или, наоборот, излишняя опека, постоянная школьная неуспеваемость и соответствующие наказания, физические и умственные перегрузки. Существенную роль в возникновении неврозов у детей играет фактор так называемой эмоциональной деприва-ции: ребёнок частично или полностью лишён необходимых ему родительской ласки, внимания, тепла и заботы. Такое встречается в неблагополучных семьях, где постоянны ссоры, конфликты, пьянство и алкоголизм.

Психогенный фактор является главной причиной неврозов, однако следует иметь в виду, что практически нет ни одного человека (взрослого или ребёнка), который бы не переносил психотравмирующие конфликтные ситуации. В то же время неврозы возникают далеко не у всех. Объясняется это тем, что помимо выраженности и длительности психотравмирующего воздействия возникновению неврозов способствуют также перенесённые в прошлом острые и хронические заболевания, травмы, инфекции, интоксикации, ослабляющие организм ребёнка. Имеют существенное значение также характерологические особенности ребёнка, тип его высшей нервной деятельности, способные создавать фон, при котором психическая травма быстрее приводит к неврозу. Большое значение имеет также субъективная значимость для ребёнка психотравмирующего воздействия. Невроз обычно возникает в тех случаях, когда в ответ на действие глубоко переживаемой индивидом острой или хронической психической травмы его личность не находит правильного выхода из создавшейся ситуации. Характерной особенностью неврозов у детей, в отличие от взрослых, является множественность форм внешних проявлений заболевания, разнообразие клинических форм болезни, преобладание двигательной расторможенности, неустойчивости и изменчивость симптоматики. Дети при этом редко предъявляют жалобы, хотя изменение поведения ребёнка бросается в глаза окружающим. Ниже рассматриваются наиболее часто встречающиеся невротические реакции в детском возрасте. Истерический невроз (истерические реакции) — довольно частая форма невроза в детском возрасте, имеющая разнообразные клинические проявления. Внешне состояние ребёнка может напоминать текущую органическую болезнь нервной системы или внутренних органов. Поэтому ещё в прошлом истерию называли «хамелеоном, который беспрестанно меняет свои цвета». Характерным для истерии является наличие своеобразных припадков, которые даже могут возникать у детей до года. Такой ребёнок, не умеющий ещё самостоятельно ходить и стоять, внезапно с плачем из сидячего положения падает на спину, у него дрожат руки и ноги, от плача синеет лицо. В более старшем возрасте характер приступов усложняется: упав на пол, дети бьются руками и ногами, кричат, стонут, царапают себе лицо, рвут одежду, плюются, кусают руки, выгибаются дугой. В промежутке между припадками периодически могут возникать различные вегетативные расстройства: чувство кома в горле, нехватки воздуха, икота, срыгивание, рвота, неприятные ощущения и боли в области сердца, задержка мочеиспускания, запоры.

Давно подмечено, что истерические припадки чаще наблюдаются у изнеженных детей со слабой волей и невосприимчивостью к критике, не приученных к труду, не знающих слов «нельзя» и «надо». У них доминирует принцип, выраженный прежде всего понятиями «дай», «хочу». Истерический припадок — это своеобразная защита личности от трудной ситуации, способ достижения желаемого или «оправдания» за свои поступки. Он наступает обычно в тех случаях, когда имеется противоречие между желаемым и реальной действительностью, при ущемлении самолюбия, неудовольствии своим положением дома или в детском коллективе. Цель таких больных — обратить на себя внимание окружающих и добиться их сочувствия.

Может сложиться впечатление, что истерия — простое притворство. Но это — болезнь. Как же нужно поступать, если у ребёнка наблюдаются истерические припадки, которыми он хочет добиться выполнения своих желаний? Прежде всего проявить твёрдость и настойчивость. Никаких компромиссов и уступок. Ребёнок не должен получать желаемое плачем или криком. Ведь нередко из необорванного вовремя маленького каприза может вырасти на многие годы большая истерия. Другое дело — отношение к такому ребёнку вне приступов. Оно должно быть добрым, ласковым, внимательным и заботливым, но ни в коей мере не ущемляющим его человеческих достоинств. Но как только начинается каприз или припадок, внимание и забота должны исчезнуть. Ведь с истерией не рождаются, она, как правило, продукт неправильного воспитания.

1 2