Большинство детей не любит перемен в еде и сопротивляется им. Заставлять ребёнка есть новое блюдо помимо его воли не следует, но неразумно и принимать каприз малыша за неизбежность. Лучше молча убрать не понравившуюся ребёнку еду и через несколько дней начать постепенно приучать его к ней, предложить попробовать блюдо, когда ребёнок голоден и ожидает еды. Если это не подействует, можно начать примешивать блюдо к тому, которое малыш ест охотно. Любимые блюда (а они есть у каждого ребёнка) не следует давать каждый день, иначе они могут быстро надоесть. Усиленный рост ребёнка требует разнообразной пищи, и надо стараться развивать у него вкус к любой еде.
Накормить ребёнка на 2—3-м году жизни труднее, чем на 1-м. Аппетит у него уже не столь постоянен и может колебаться — в отдельные дни или периоды уменьшаться, затем вновь возрастать. Порой он снижается во время прорезывания зубов, особенно малых коренных. Поэтому нет оснований беспокоиться, даже если ребё нок не будет съедать положенной ему порции. Бывает, что малыш начинает отказываться от той пищи, которую раньше ел охотно. Ничего страшного в этом нет. На какой-то срок эти блюда целесообразно исключить, потом отношение ребёнка к ним вновь изменится. Не беда, если малыш съест больше одного блюда и откажется от другого. К его вкусам надо приспосабливаться, стараясь, чтобы питание оставалось разнообразным. Главное — не заставлять его силой есть то, что он не хочет, потому что ребёнок может сохранить негативное отношение к этому блюду надолго. Детский организм диктует свои потребности, и, в конечном итоге, ребёнок съест столько, сколько ему необходимо в данный момент.
Со 2-го года жизни ребёнка надо приучать к самостоятельности в еде. Ложку ему следует дать тогда, когда он к ней сам потянется. Бывает это в различные сроки, наиболее часто в возрасте 1 года — 1 года 3 месяцев. Получив в руки ложку, малыш не сразу может с нею справиться. Необходимо многократно и терпеливо показывать ему, как удобнее брать и держать ложку, зачерпывать пищу. Пока ребёнок научится сам доносить полную ложку ко рту, он не раз испачкается и разбросает пищу вокруг тарелки. С этим приходится мириться, так как иначе малыш не сможет научиться есть самостоятельно. Первое время он быстро устаёт и его надо докармливать второй ложкой, предоставляя с каждым днём все большую свободу в обучении самостоятельной еде. Как только малыш научится доносить хоть немного пищи ко рту, докармливание лучше прекратить. В противном случае он быстро сообразит, что есть самому не просто, а голодным его не оставят.
Опыт показывает, что если дать ребёнку ложку в возрасте около года, когда он к ней впервые потянется, то к полутора годам он сумеет обходиться во время еды без посторонней помощи. Если же этого не сделать вовремя, то ребёнок не сможет самостоятельно пользоваться ложкой и в 2 года. А учиться овладевать этим умением в старшем возрасте, когда появляется много других увлечений, ему уже будет неинтересно. Важно сразу же учить ребёнка есть правильно: не торопиться при еде, не выплёвывать пищу, не привыкать долго держать её во рту, приучать к аккуратности и чистоте во время еды, к пользованию салфеткой, мытью рук перед едой. Последнее должно превратиться в стойкую привычку. Кормление ребёнка не должно продолжаться более получаса.
Важно, чтобы ребёнок сел за стол в спокойном состоянии. Центральная нервная система у детей этого возраста ещё не способна быстро переключаться на разные виды деятельности. Поэтому при попытке резко оторвать его от игры и начать кормление малыш негативно отнесётся к любой предложенной ему пище. Ребёнка надо настроить на еду. Предупредить за 10—15 мин, что скоро он будет есть, не торопясь помыть ему руки, повязать нагрудник, подготовить салфетку, посуду, прибор.
Блюда следует подавать в порядке очерёдности, не ставя на стол сразу несколько, так как ребёнок будет тянуться к тому блюду, которое ему больше нравится, и настойчиво требовать, чтобы ему позволили съесть его первым. Кормлению всегда способствуют спокойная обстановка, неторопливая речь. Игрушки, чтение, телевизор отвлекают ребёнка. И чем выше интерес к ним, тем ниже продукция пищеварительных соков. Хотя ребёнок, как правило, охотнее ест в присутствии сверстников или взрослых, сажать его за общий стол во время обедов или ужинов нецелесообразно. Он будет отвлекаться, тянуться к блюдам для взрослых, а отказ в выполнении его желания нарушит, безусловно, спокойную атмосферу кормления и скажется на аппетите.
Нельзя начинать кормить ребёнка сразу после сна. Длительное пребывание в тёплой постели, как и высокая температура воздуха в помещении, неизбежно снижают выделение пищеварительных соков и аппетит.
1 2