Развитие самосознания

Важную роль в формировании самооценки ребёнка играет педагогическая оценка не только воспитателей, но и родителей, которая должна выполнять как ориентирующую, так и стимулирующую функции, воздействовать не только на ум, но и на чувства дошкольника. Она должна учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, возможности его на сегодняшний день, но и, что особенно важно, зоны ближайшего развития, знания той конкретной микросреды, в которую включён ребёнок. С особым вниманием, теплом надо относиться к тем детям, у которых самооценка занижена,— эти дети, как правило, чрезмерно застенчивы, неуверены в себе. Это может отрицательно повлиять на адаптацию ребёнка к школе, на дальнейшее развитие его личности. Общение с родителями должно вселять в ребёнка веру в свои возможности и силы, рождать оптимизм, стимулировать его творческую активность, развивать желание достичь более высоких результатов. Важно выработать единую стратегию и тактику по отношению к ребёнку со стороны родителей и других членов семьи, согласовать её с позицией воспитателей в детском саду. Система мероприятий, направленных на формирование самооценки, должна предусматривать как развитие личностных качеств, умений и способностей ребёнка, обеспечивающих ему успех в деятельности, так и создание в семье и группе детского сада микроклимата, благоприятного для его психического развития.

Не следует ждать быстрых успехов в этом процессе. Работа по формированию самооценки, её коррекции нелёгкая, длительная, тонкая и кропотливая. Она должна вестись взрослыми систематически и последовательно. Чтобы добиться успеха, необходимо проявить педагогический такт, способность к сопереживанию, терпеливость, доброжелательность, умение понять мир ребёнка и проникнуть в него.

1 2