Развитие самосознания

Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания — осознанием самого себя и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Ребёнок не рождается с готовым самосознанием. Лишь в процессе общения со взрослыми и сверстниками он постепенно познаёт себя. Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребёнка, но, как правило, к концу 1-го года жизни первые признаки его возникновения уже можно заметить — ребёнок начинает выделять себя, своё тело из окружающего его пространства. Дальнейшее развитие самосознания связано с осознанием своих желаний и вообще мотивов деятельности. Это помогает ему перейти на следующую ступень в развитии самосознания — отделить себя от своих действий. Первоначально ребёнок не осознает' себя субъектом деятельности, он называет себя в 3-м лице, уговаривает, хвалит, просит, ругает— беседует сам с собою, как с посторонним: «Катя хорошая, Катя всё съела», «Дай Кате куклу!».

Важный момент в развитии самосознания наступает на 3-м году жизни, когда ребёнок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было жёстко закреплено. Это происходит не вдруг, не само собой, а в результате выполнения ребёнком предметного действия. Ребёнок «качает», «кормит», «моет» уже не только свою самую любимую куклу Таню, эти же действия он может совершать и с другими предметами (с куклами Катей, Олей), он «кормит» куклу в детских яслях не только маленькой алюминиевой ложечкой, которая есть у него дома, но и пластмассовой, и даже палочкой, заменяющей её, и т. д.

По-иному ребёнок начинает относиться ко взрослым. Свои действия с предметами он сравнивает с действиями родителей, других окружающих его взрослых, находит в них сходство, различия. Важную роль в осознании ребёнком самого себя играет его практическая самостоятельность. И наконец, у него появляется своё желание, отличное от желания взрослого, личное действие, к которому он относится как к своему, самостоятельно совершённому действию. Это находит выражение в том, что ребёнок начинает говорить о себе: «Я играю», «Я ем», «Я одеваюсь». Переход от обозначения себя в 3-м лице к личному местоимению 1-го лица — одно из важнейших достижений раннего детства.

Дальнейшее развитие самосознания происходит в дошкольные годы в процессе собственной активной деятельности ребёнка на основе взаимодействия его с окружающими. В этот период формируется и такая важная форма проявления самосознания, как самооценка. Она служит показателем определённого уровня развития личности, выступает как уровень самоопределения, как «зеркало» личност-ных качеств человека. Далеко не безразлично должно быть для родителей, какова самооценка их ребёнка. Ведь ею в значительной степени определяется активность личности. Решающее значение в развитии самооценки, особенно на первых этапах становления личности, имеет общение ребёнка го взрослыми. И это понятно — свои возможности он ещё не знает и на веру принимает оценку себя взрослыми, оценивает себя как бы через призму их оценок, целиком ориентируется на их мнение («Ты хороший?» — «Да, я ведь послушный») . В дальнейшем в детской самооценке появляются элементы самостоятельности, она становится полнее, критичнее, но тем не менее непрерывно переплетается с оценочными отношениями взрослых.

Оценить дошкольнику себя значительно труднее, чем своих сверстников. Тут имеет значение и эмоциональный характер самооценки ребенка — детям (как, впрочем, и взрослым) легко оценить себя положительно и трудно — отрицательно. Если сравнить самооценку дошкольника в разных видах деятельности, то нетрудно заметить разную степень её объективности. В одних видах деятельности дети могут оценивать себя адекватно, в других — переоценивать либо недооценивать. Этому не стоит удивляться. Правильность детской самооценки в значительной степени определяется особенностями деятельности, наглядностью её результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью сформированности правильных критериев оценки, эмоциональной насыщенностью деятельности и т. д. Вот почему обычно детям легче оказывается дать верную оценку своему рисунку, нежели умению «читать стихи» и тем более своим личностным качествам, своему положениюв группе; зато ребёнку труднее дать адекватную оценку своего рисунка по замыслу, имеющему для него особую субъективную значимость, нежели верно оценить свой рисунок, выполненный по образцу. Замечено, что дети прежде всего осознают у себя и других те качества и особенности поведения, которые чаще оцениваются окружающими, от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Развитие самооценки дошкольника тесно связано с развитием у него чувства стыда и гордости. Особое значение для личности, её активности имеет общая самооценка, которая складывается на основе самооценок в разных видах деятельности и системе личных отношений. Ребёнок с высокой самооценкой чувствует себя увереннее, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели, чем тот, кто при прочих равных условиях занижает самооценку. На основе самооценки складывается уровень притязания — тот уровень достижений, который, по мнению ребёнка, ему по силам. Родителям в процессе воспитания важно не только учитывать самооценку и притязания своих детей, но и активизировать их самооценку, способствовать поднятию их уровня притязаний. Однако важно избежать при этом и другой крайности — сформировать крайне завышенную самооценку. Это может привести к возникновению высокомерия, зазнайства, агрессивности, упрямства и других нежелательных качеств.

1 2