Гимнастика

Гимнастические упражнения у детей 2-го месяца жизни (приподнимание конечностей, переворачивание) сопровождают физиологический массаж. На 3-м месяце к ним добавляются действия, направленные на стимулирование рефлекторных движений. Подталкивание ладонью под подошвы лежащего поочередно на животе и на спине малыша стимулирует ползание из различных положений. Проведение указательным и большим пальцами вдоль позвоночника в положении ребёнка на боку вызывает его разгибание. Проведение пальцем по наружному краю стопы от основания пальцев к пятке влечёт её сгибание.

Гимнастические занятия на 4-м месяце усложняются, они направлены на дальнейшее развитие двигательных умений: вначале дыхательное упражнение (разведение рук в стороны с последующим скрещиванием их на груди 6—8 раз), затем сгибание и разгибание ног вместе (4 раза) и попеременно (4 раза). Следующее упражнение для мышц туловища — поворот со спины на живот вправо при поддержке за ноги и левую руку. Из положения на животе выполняют упражнения для мышц шеи и туловища. Ребёнок 2 раза приподнимается над столом на пододвинутых под его грудь и живот руках взрослого. При этом малыш рефлекторно поднимает голову и туловище, упираясь ногами в грудь матери (так называемое «положение пловца»). За этим упражнением следует поворот со спины на живот, но через другой бок (за правую руку и ноги). Повороты со спины на живот — не только действенный метод укрепления мышц туловища, но и стимулятор активизации вестибулярного аппарата. В заключение занятий выполняется имитация ползания. Одна рука взрослого подводится под живот ребёнка, вторая прижимается ладонной поверхностью к подошвам его полусогнутых ног. Слегка приподнятый под живот, малыш отталкивается ногами от ладони. Все упражнения в этом возрасте чередуются с массажем.

Гимнастика 5-месячного ребёнка мало отличается от предыдущей. Однако нагрузка должна постепенно возрастать: увеличивается число повторений каждого упражнения, уменьшается объём пассивных движений за счёт стимулирования активных. Занятия строятся так, чтобы в работу включались различные группы мышц, однако строго соблюдалось правило рассеивания нагрузок. Упражнения для конечностей и туловища продолжают чередоваться с физиологическим массажем. Проведению занятий с 5-месячным малышом помогают игрушки.

В комплекс гимнастических упражнений для детей 6-месячного возраста помимо используемых ранее добавляют присаживание за отведённые в стороны руки из положения лёжа на животе, пере-ступание при поддержке за туловище, ползание на четвереньках (локтях и коленках). Новые упражнения не всегда даются ребёнку легко. Он их осваивает в течение 2—3 недель. Сначала они повторяются 1—2 раза, через 10—14 дней — 3—4 раза и только через 3—4 недели — 6—8 раз. В начале занятий выполняют упражнения, разученные ранее, каждое из них повторяют 6—8 раз. Наиболее трудные для ребёнка упражнения, как и новые, обычно даются в середине занятия, лёгкие упражнения и массаж — в начале и конце его. В занятия с детьми 2-го полугодия жизни целесообразно включать упражнения не только с игрушками, но и с различными предметами (кольцами, мячом, палочками) . Палочку используют в основном в упражнениях для ног. Ребёнок, лёжа на спине, отталкивает палочку согнутыми ногами, либо наклоняется, чтобы поднять её. Он охотно бросает мяч. Кольца, за которые малыш цепляется руками, способствуют укреплению мышц кистей и предплечий.

На 7-м месяце жизни ребёнок с помощью взрослого осваивает такие гимнастические упражнения, как сгибание и разгибание рук в положении сидя («пилка дров»), приподнимание туловища за кисти вытянутых рук из положения лёжа на животе, круговые движения руками в положении лёжа и сидя, приведение в сидячее положение лежащего на спине ребёнка за одну руку при фиксации коленей другой рукой взрослого, подползание к игрушке на коленях и выпрямленных руках.

На 8-м месяце с ребёнком разучивают такие упражнения, как повороты вправо и влево из положения сидя, упражнения на сопротивление (отнимание игрушки), бросание мяча, перекладывание игрушек, стояние при поддержке за одну руку, переступание в сторону при поддержке за руки или у опоры.

В последние 3 месяца 1-го года жизни гимнастический комплекс состоит из ранее освоенных упражнений, к которым добавляют приседания с опорой на кольца, которые держит взрослый (в последующем по команде), ходьба на четвереньках, приподнимание туловища из положения лёжа на животе за кисти рук, наклоны и выпрямления из положения стоя (ребёнок стоит спиной к матери, придерживающей его одной рукой за коленки спереди, другой за грудь и помогающей ему разогнуться), бросание мяча и в заключение — ходьба, сначала с поддержкой, а к году — самостоятельно. Для поддержки малыша рекомендуется применять специальный поводок или неширокий шарф, пояс. Их накладывают ребёнку на шею, концы пропускают под мышками и держат сзади. Поддерживать малыша за одну руку не рекомендуется, поскольку это может нарушить осанку.

Годовалому ребёнку доступны и такие сложные упражнения, как «мостик», прогибание туловища из положения лёжа на животе, активное приседание. При первом упражнении ребёнок лежит на спине. Ему медленно сгибают ноги, ступни ставят на стол, затем ладонь подводят под спину и лёгкими вибрирующими движениями прогибают её вперёд. Ребёнок опирается на голову и стопы и какое-то небольшое время удерживает туловище в поднятом положении. Это упражнение укрепляет мышцы шеи, затылка, туловища и ног.

1 2