С завершением периода грудного вскармливания кормление ребёнка ещё длительное время остаётся предметом особых забот родителей. Поэтому важно иметь хотя бы общее представление о Биологическое значение пищи определяется составом содержащихся в ней белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов. Именно они являются источником энергии и пластического материала для построения клеток, органов и тканей растущего организма и особенно важны для ребёнка, поскольку в его организме процессы роста и развития протекают наиболее интенсивно. Энергетическая ценность, или калорийность, пищи определяется тем количеством энергии, которая образуется в организме в результате её усвоения и которую принято выражать в тепловых единицах — калориях или килокалориях (1 ккал — 4,184 кДж). Каждый грамм белка и каждый грамм углеводов любой пищи в организме выделяет энергию, равную 16,74 кДж (4 ккал), тогда как 1 г жира — 37,7 кДж (9 ккал). В таблице 1 приведены рассчитанные учёными физиологические нормы питания для детей старше 1 года. Указанные в ней величины потребности в энергии служат отправными данными и для определения потребности детского организма в основных пищевых веществах — белках, жирах, углеводах и др. Сведения о химическом составе и энергетической ценности основных продуктов питания.
Белки. При грудном вскармливании в первые месяцы' жизни потребность ребёнка в белках полностью удовлетворяется за счёт молока матери. Позже белки поступают в организм ребёнка с пищей. Одна из основных их функций в организме ребёнка — пластическая: в процессе пищеварения белки пищи распадаются на отдельные аминокислоты и используются для построения организма. Важная роль принадлежит белкам в образовании биологически активных веществ — гормонов и ферментов, регулирующих обменные процессы, в процессах переноса необходимых организму веществ, в выработке иммунитета против различных заболеваний.
Используемые в питании белки состоят из 20 аминокислот. 8 из них (валин, лейцин, изолейцин, лизин, треонин, метионин, триптофан, фенилаланин, а для детей раннего возраста также аргинин и гистидин) называются незаменимыми, так как в организме человека они не образуются и поступают только с пищей. Они присутствуют в так называемых полноценных белках животного происхождения, содержащихся в мясе, рыбе, молоке и молочных продуктах, яйцах. Остальные 12 аминокислот (заменимые) или образуются в организме самого человека, или в значительном количестве содержатся в продуктах растительного происхождения — хлебе, картофеле, бобовых.
Жиры необходимы организму ребенка как источник энергии и пластический материал. Вместе с белками они участвуют в построении клеток, тканей и органов, обеспечивают усвоение организмом многих витаминов, участвуют в выработке иммунитета, выполняют теплоизолирующую функцию, способствуют лучшему усвоению организмом минеральных веществ. Растущий детский организм нуждается как в животных жирах, которые содержатся в молоке, сливочном масле, яичном желтке, рыбьем жире и богаты насыщенными жирными кислотами (пальмитиновой, стеариновой и др.), так и в растительных, богатых полиненасыщенными жирными кислотами (линолевой, арахидоновой и др.). Последние, как и часть аминокислот белков, в организме человека не образуются и также называются незаменимыми или фактором F (их биологическое значение приравнивается к витаминам). Основной источник растительных жиров — растительные масла: подсолнечное, кукурузное, оливковое, хлопковое, соевое.
Растительные жиры должны занимать в рационе ребенка до 15 % общего количества поступающих с пищей.
Углеводы — один из основных источников энергии для ребёнка. Но этим их функция в организме отнюдь не ограничивается: им принадлежит важная роль в регуляции деятельности центральной нервной системы и мышечной ткани. Они входят в состав гормонов и ферментов, регулирующих обменные процессы, и способствуют усвоению организмом белков и жиров, сложные углеводные соединения (мукополисахариды) участвуют в процессах свёртывания крови и определяют её групповую принадлежность.В пищевых продуктах содержатся различные по своему строению углеводы (сахара). Простые сахара (глюкоза, фруктоза) и более сложные дисахариды (сахароза, мальтоза) содержатся в значительном количестве в мёде, сахаре, ягодах и фруктах, быстро и легко всасываются в кишечнике и усваиваются организмом. Сложный полисахарид крахмал, содержащийся в большом количестве в муке, картофеле и крупах, усваивается организмом медленнее и только после расщепления его в кишечнике до легкоусвояемой глюкозы.
1 2 3