Основные направления семейного воспитания

В современном обществе цель семейного воспитания — заложить основы всестороннего развития личности: умственного, идейно-политического, нравственного, эстетического, физического; приучить детей к труду, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Воспитание в условиях семьи должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребёнка (игры, домашнего труда, учёбы и т. д.), постепенное увеличение информации и усложнение её содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста.

Умственное воспитание ребёнка начинается в семье. В раннем детстве умственное развитие тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее общий и верный путь интеллектуального развития ребёнка — введение его в возможно более широкий круг доступной его возрасту деятельности, достаточно продолжительное общение со взрослыми и старшими детьми, способствующее развитию речи.

Развитие детского ума происходит постоянно: во время игр и занятий со взрослыми, повседневного общения с родителями, выполнения общих домашних дел, на прогулках. Самые обыденные занятия — еда, умывание, одевание и другие — несут малышу массу сведений. Чрезвычайно важны ответы взрослых на детские вопросы, их разъяснения. Родители, обращая внимание детей на окружающие их предметы, учат их видеть и сравнивать («Посмотри, какой большой ботинок у папы и какой маленький у тебя, какое длинное платье у мамы и какая короткая юбочка у дочки, какое высокое дерево и какой низкий кустик»). Они помогают найти в предметах и явлениях общее: у мамы синяя кофточка и у сестры, шарик круглый и яблоко. Обращая внимание ребёнка на то, что происходит в природе, на свойства снега и дождя, песка и травы и т. п., взрослые, как правило, употребляют новые слова, которые характеризуют предметы, что в свою очередь расширяет кругозор и словарный запас ребенка.

Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важны игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но разные по величине предметы, игры на выбор предметов определённого цвета.

Родителям важно заботиться не столько о большом количестве игрушек, сколько о разнообразии их — они должны подходить для ролевых игр, в которых малыш подражает действиям взрослых в быту (куклы, наборы посуды и мебели, звери и птицы); для сборки и разборки (матрёшки, пирамидки, шары); для построек (разнообразные кубики и др.); среди них могут быть простейшие орудия труда (лопаточки, совочки, ведёрки).

Необходимо заботиться о том, чтобы в игрушечном хозяйстве сына или дочери был порядок. Ребёнок пользуется ограниченным количеством игрушек, и родители должны следить за тем, какими игрушками малыш в данный момент занят, а какие лежат без внимания. Эти игрушки надо убирать, чтобы через некоторое время опять дать их ребёнку. Они будут встречены с радостью, как старые друзья, и опять найдут место в детской игре.

Необходимо иметь в виду, что длительное время играть в одиночестве ребенок младшего дошкольного возраста не может. У него иссякает воображение, он начинает скучать, использует игрушки не по назначению. Своевременная подсказка темы игры взрослым, даже его простое внимание к игре побуждает ребёнка к новым действиям, что способствует и более успешному умственному развитию.

Незаменимым средством умственного воспитания является художественная литература. Читая сказку, рассказ, стихотворение, родители должны обращать внимание малыша на отдельные слова и выражения, задерживать на них внимание ребёнка. Важно научить его пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Сначала он привыкает слушать литературное произведение, позже — отвечать на вопросы, поставленные взрослым, включать в рассказ отдельные слова и предложения. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения. Важно также научить ребёнка находить в произведении главную мысль («О чём эта сказка?», «Что ты узнал из этого рассказа?»). Для развития связной речи и обогащения словаря особое значение имеет рассказ малыша по картинке. Интенсивному развитию сообразительности дошкольника способствуют конструирование, изобразительная и трудовая деятельность.

1 2