Развитие речи

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. В преддошкольном периоде бурное развитие речи связано с предметной деятельностью ребёнка. На 2-м году жизни ребёнка возрастает его интерес ко всему, что находится в его окружении: он всё хочет увидеть, взять в руки, всем овладеть. Эти желания превышают возможности ребёнка, и он вынужден обращаться за помощью ко взрослым. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребёнку уже не хватает, чтобы быть понятым окружающими. Возникает противоречие, о котором мы уже упоминали и которое разрешается благодаря возникновению новой формы общения — активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии ребёнка происходит обычно в возрасте от 1,5 до 2 лет.

Многое в этот период зависит от родителей и других взрослых, воспитывающих ребёнка. Показательны в этом отношении данные русского психолога Н. А. Тих, полученные при изучении детей, живущих в различной среде. В словарь детей, находившихся в условиях недостаточного речевого общения, в 2-летнем возрасте входило всего 26 слов, в 3-летнем — 195, в то время как у их сверстников, развивающихся в условиях постоянного речевого общения, он составлял в 2 года 285, в 3—2050 слов.

Внимание к ребёнку, общение с ним чрезвычайно важны для развития речи. Но не следует вдаваться и в другую крайность — ловить каждое желание ребёнка по его малейшему требованию, жесту и тут же исполнять его. При таком поведении родителей ребёнок может долго не заговорить — ведь он и без слов понят. Разумнее будет всё же побудить ребёнка оформить словами своё желание и только после этого выполнить его. Пусть для этого иногда и придётся сделать вид, что вы не понимаете ребёнка (сохраняя общую заинтересованность им). Такое поведение обострит потребность малыша перейти к речевому общению.

Переход ребёнка к самостоятельной речи — важный этап во всём его психическом развитии. Второе полугодие 2-го года жизни является периодом интенсивного развития словаря ребёнка (сравните: в конце 1-го года в его словаре примерно 20 слов, к 1 году 8 месяцам100 слов, к 2 годам — свыше 300 слов). Если прислушаться к речи только-только заговорившего ребёнка, нельзя не заметить, что она мало похожа на речь взрослых. Её называют автономной речью. В ней ребёнок использует слова, которые в своей речи взрослые обычно не применяют. В автономную речь входят такие слова, как «ам-ам», «бя-ка», «ав-ав» и другие, придуманные взрослыми, считающими, что они доступнее для малышей. Здесь и искажённые слова типа «гова» (голова), «па» (упала) и т. п. Автономной речью ребёнок пользуется недолго. При правильном речевом воспитании она скоро исчезает. Как ни потешна и забавна порой автономная речь ребёнка, её не следует поддерживать, иначе велика вероятность, что его речевое развитие задержится и жесты и автономная речь ещё долго будут основными средствами общения.

Кроме быстро растущего словаря, конец 2-го года жизни ребёнка характеризуется усвоением грамматического строя предложений: употреблением вначале одно-, двух- и трёхсловных предложений, состоящих из неизменных слов-корней, а затем и ускоренным усвоением разных типов простого и сложного предложений, служебных слов. К 3 годам ребёнок овладевает почти всеми падежами и предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.

На первом этапе развития речь ребёнка ситуативна. Это значит, что смысл, который вкладывается ребёнком в то или иное слово, зависит от ситуации. «Мама!» может означать: «дай игрушку», «освободи ножку — запуталась в сетке», «хочу есть» и т. д. Речь, которая понятна сама по себе, вне конкретной ситуации, называется контекстной. Развивается она позднее.

Так как речь ребёнка тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего она протекает в форме диалога. Такая форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога ребёнок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает с ним контакт. Некоторые дети не умеют поддержать разговор сверстника или взрослого. В таких случаях взрослые привлекают ребёнка к играм, где есть роли для разговаривающих детей и темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают его к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

В раннем возрасте возникает и описательная, развёрнутая речь ребёнка — речь-монолог. Появление её связано с расширением круга общения преддошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Важная роль в формировании монологической речи принадлежит взрослым, которые знакомят ребёнка с примерами такой речи, её эталонами (сказки, рассказы и т. д.), побуждают его к активной описательной речи.

Получает дальнейшее развитие и понимание речи ребёнка. На его основе становится возможным деловое общение с малышом, руководство его поведением при помощи речи. На 3-м году жизни дети уже понимают не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Родителям следует воспользоваться этим важным приобретением. Ведь с помощью сказок, рассказов, стихов можно сообщить детям немало информации о предметах и явлениях, недоступных их непосредственному опыту.

1 2