Упрямство и негативизм

Родители нередко испытывают трудности во взаимоотношениях с 3-летним ребёнком, когда сталкиваются с такими формами его поведения, как упрямство и негативизм. Упрямец проявляет упорство в неправильных поступках и суждениях, стремится настоять на своём вопреки убедительным доводам и здравому смыслу. («Не надо кричать — разбудишь бабушку» — «Нет, буду кричать, буду!»; «Не лезь в лужу — нельзя» — «Нет, можно!»). Упрямство, как и негативизм (стремление делать всё наоборот), носит у ребёнка избирательный характер. Ребёнок может, например, проявлять упрямство по отношению к матери и бабушке («Я не тебе плачу, а бабушке!») и в то же время никогда — по отношению к отцу. Замечено, что дети не проявляют упрямства по отношению к своим сверстникам, к посторонним людям. Упрямство напоминает настойчивость. Но это кажется только по внешним проявлениям. По сути своей они противоположны. Когда ребёнок пыхтит, но, преодолевая трудности, всё же сам натягивает на себя колготки (наконец-то правильно!), мы радуемся вместе с ним — он проявил настойчивость. Упрямец же не в силах признать свои заблуждения, ошибки и отказаться от них; напротив, он настаивает на своём, настаивает не потому, что ему очень хочется именно это, а потому, что он этого потребовал и на попятную идти не желает.

Каковы причины детского упрямства? Оно связано с ущемлением свободы ребёнка, ограничением его самостоятельности и инициативы. Психологи отмечают, что упрямство не возникает в тех случаях, когда между требовательностью и уважением взрослых к ребёнку существует равновесие. В тех случаях, когда требовательность значительно превышает уважение, возникает упрямство «обиженного», когда же требовательность очень мала, а уважения много, то возникает упрямство «баловня». Возможно и такое положение, при котором к ребёнку не предъявляют требований, не проявляют уважения, тогда возникает упрямство «безнадзорности». И к устранению упрямства, к смягчению остроты кризиса надо подходить по-разному, учитывая причину этого явления.

Негативизм так же, как капризы и упрямство, связан с обесцениванием требований взрослых ребёнком, когда активное стремление ребёнка к самостоятельности сталкивается с излишней (по мнению ребёнка) опекой, с «запретом» взрослого. Негативизм представляет собой крайнюю степень упрямства, принимающую иногда характер болезненного отклонения. Он отличается от обычного непослушания, для возникновения которого уже достаточно того, чтобы желание ребёнка не совпадало с нашим к нему требованием. Негативизм же, как правило, выражается в бессмысленном отказе ради отказа. В этом случае совершенно неважно, в чём заключаются требования взрослого и каковы подлинные желания ребёнка. Миша любит кататься на игрушечной лошадке, но ему не всегда это позволяют. Сейчас же мать ему сама предлагает: «Иди катайся». Но если в голосе взрослого при этом малыш улавливает повелительную интонацию, он отказывается. Отказывается наш негативист и на повторное предложение, при этом, не исключено, даже начинает плакать — кататься хочется, но ещё сильнее стремление противостоять, не подчиниться взрослому, сделать наоборот. Как и упрямство, негативизм — явление нежелательное, но закономерное, нормальное в определённых пределах. Опасно, если кризис затягивается, заходит слишком далеко. В этих случаях упрямство, капризы, негативизм могут перерасти в устойчивую форму поведения, появится строптивость, и избавиться от них будет не так-то легко; ещё тяжелее будет общаться со сверстниками.

Чтобы этого не случилось, родителям следует вовремя изменить своё отношение к ребёнку с учётом возросших его возможностей и стремления к самостоятельности, проявить тактичность. Это помогает смягчить кризис, преодолеть нежелательные формы поведения ребёнка, не дать им закрепиться, перейти в привычку.

Игра — любимейшая деятельность дошкольника. Она появляется в раннем возрасте, когда потребность ребёнка в самостоятельности, стремление его быть «как взрослые» очень велики, а возможности ещё крайне ограничены. Есть только одно средство, способное разрешить это противоречие, удовлетворить притязания ребёнка,— игра. В ней ребёнок берёт на себя роли взрослых и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводит их деятельность и взаимоотношения.

В дошкольном возрасте игра достигает расцвета. Разнообразны сюжеты детских игр и те сферы действительности, которые дети отражают в своих играх. Если для самых младших наиболее типичны игры с сюжетом на бытовые темы («дочки-матери» и т. д.), то у средних дошкольников часты игры и с производственным сюжетом («железная дорога», «строительство» и т. п.); у старших дошкольников нередки игры и с общественно-политическим сюжетом («космос», «война», «революция») . С возрастом изменяется и сюжет, и содержание игр. Приглядитесь, как играет ваша 3-летняя дочка в «дом», выполняя роль мамы-хозяйки: она долго трёт морковку или режет хлеб, моет посуду. До кормления в игре дело может так и не дойти, ведь главное для детей на этом уровне игры — воспроизведение действий с предметами. В игре 5-летнего ребёнка главным становится отражение отношений, существующих в мире взрослых, в старшем дошкольном возрасте — выполнение правил. В играх действуют законы, правила, которым ребёнок охотно подчиняется. В одних случаях они выступают развёрнуто, открыто (подвижные игры с правилами, дидактические игры), в других правила заранее не формулируются (ролевая игра).

1 2