Эмоции и чувства

Ранний и дошкольный возраст — периоды, когда эмоциональная сфера играет особо важную роль в жизни человека, когда чувства, эмоции господствуют над всеми другими сторонами его жизни.

В это время развитие получают как эмоции — кратковременные переживания отношений, возникающих в данный момент, так и чувства — устойчивые, длительные, сложные переживания, выражающие обобщённое отношение ребёнка к окружающему миру и к самому себе. Развитие их происходит вместе с развитием психики ребёнка в целом. Важную роль при этом играет воспитание и среда. Благоприятный семейный микроклимат способствует возникновению у ребёнка состояния эмоционального благополучия, ведёт к появлению гуманных взаимоотношений с окружающими и формированию положительных черт характера.

Первые эмоции ребёнка-младенца имеют безусловно-рефлекторный характер, связаны с удовлетворением простейших органических потребностей и проявляются в общих реакциях удовольствия или неудовольствия. В дальнейшем возникают эмоции условно-рефлекторного характера, происходит дифференциация, обогащение переживаний. Так, в дошкольном возрасте переживание неудовольствия может проявиться в виде страха, гнева, отвращения; переживание удовольствия — в нежности, умилении, ласке.

В дошкольном возрасте происходит развитие как содержательной, так и динамической сторон чувств и эмоций. Чувства ребёнка 3—4 лет ярки, но ещё неустойчивы, ситуативны. Они быстро возникают и столь же быстро угасают. В дальнейшем в связи с общим развитием личности ребёнка, его интеллектуальной и волевой сферы у него появляется способность в определённой степени контролировать, регулировать свои эмоциональные проявления. Чувства и эмоции углубляются, их переживания становятся более продолжительными и частыми, увеличивается круг предметов и явлений, к которым ребёнок испытывает устойчивое отношение, его чувства нередко становятся мотивом поведения. В 2—3 года у ребёнка начинают формироваться интеллектуальные, эстетические, нравственные чувства.

Уже в дошкольном возрасте можно наблюдать проявление таких интеллектуальных чувств ребёнка, как любопытство, удивление, чувство нового, стремление утвердиться в истине, любознательность. Развитию этих чувств способствуют внимательное отношение родителей к детским вопросам познавательного характера, организации поисковой деятельности малыша, предоставление ему возможности самостоятельно поэкспериментировать, своевременное и частое включение в познавательное и личностное общение, непосредственное участие в детских забавах, играх, совместные наблюдения, чтение, экскурсии и т. д.

Эстетические чувства ребёнка проявляются в эмоциональном отношении к прекрасному, безобразному, героическому, комическому в природе, жизни, в искусстве. Детей этого возраста привлекают ярко окрашенные блестящие предметы, красочные иллюстрации, радостные мелодии, ритмические движения. Эстетическое отношение детей к действительности проявляется в их поведении, творчестве. Ребёнок рисует то, что ему нравится, что он любит. Палитра красок его богата, разнообразна, в ней преобладают любимые светлые тона, движения руки обычно плавны, штрихи спокойны, он изображает массу деталей, украшает рисунок орнаментом (особенно часто — девочки), проявляет старательность, аккуратность.

Когда же дошкольник рисует тех, кто неприятен ему, изображает события, вызывающие у него отрицательные переживания (страх, обиду и т. д.), он использует преимущественно тёмные краски, мазки наносятся резко, неаккуратно, небрежно, часто выходят за контур, сам рисунок схематичен. Свое отношение к изображённому он проявляет и в композиции. В центре детского рисунка обычно то, что вызывает у него особенно яркие, сильные переживания. Свои эстетические чувства дети дошкольного возраста проявляют и в высказываниях, стихах, пении, танцах, в разных видах деятельности, особенно в художественных.

В дошкольный период появляются и моральные качества, связанные с возможностью реализации стремлений ребёнка соблюдать требования общественной жизни. Их появление становится возможным в связи с зарождением морального сознания, с пониманием ребёнком предъявляемых к нему требований, способностью отнести их к своим поступкам, к поведению других людей. Дошкольник способен испытывать чувства симпатии к окружающим, товарищества, дружбы, любви (к родным, например), в 4—5 лет возникает и чувство долга. Появляются в дошкольном возрасте и такие этические переживания, как чувство гордости и стыда. Если 2-летние малыши гордятся таким достоинством, как сила («я сильный»), то на 4—5-м году — уже (порой без достаточных на то оснований) качественными показателями своих умений в разных видах деятельности, наличием моральных достоинств, правдивостью («не обманываю»), послушанием, выдержкой («не плакса»), вежливостью, смелостью, трудолюбием. То, чем гордится ребёнок, чего он стыдится, какие качества выше всего ценит в себе и окружающих, в решающей мере зависит от родителей, от их отношения к определённым действиям, поступкам ребёнка, оценки его личностных качеств. Важную роль в развитии нравственных качеств играют и художественные произведения, с которыми родители знакомят сына, дочь, беседы о них. И, конечно, своё поведение, отношение к людям ребёнок постоянно сверяет с поведением, поступками в аналогичных ситуациях самых близких для него людей — отца и матери.

1 2