Езда на велосипеде

Как вид физической культуры полезен и взрослым, и детям. Число его поклонников приближается к миллиарду, а в нашей стране обладателями различных марок велосипедов становится ежегодно около 5 миллионов человек.

Регулярные велосипедные тренировки заметно улучшают работу сердечно-сосудистой системы, укрепляют мышцы, вырабатывают выносливость, повышают работоспособность. Прогулки на велосипеде помогают познакомиться с новыми местами, увеличивают пребывание на свежем воздухе, сплачивают всех членов семьи. Детство каждого ребёнка должно сопровождаться обучением и ездой вначале на 3-колёсном, затем на 2-колёсном велосипеде.

Велосипед следует подбирать в соответствии с ростом человека. По высоте седло устанавливают так, чтобы нога, выпрямленная до угла в 160—170°, свободно доставала до педали. Седло должно быть сдвинуто назад по отношению к средней точке каретки на 4—6 см. При правильной посадке туловище слегка наклоняется вперёд, спина прямая, а слегка согнутые руки свободно держат руль за ручки. Во время езды мышцы следует стараться расслаблять, иначе быстро наступит усталость. При подгонке машины, если у владельца велосипеда длинные руки и туловище, руль лучше немного опустить, а если руки и туловище коротковаты, руль, наоборот, следует немного поднять. На педаль ногу ставят так, чтобы ось педали была под основанием большого и второго пальцев. Ступни рекомендуется держать параллельно шатунам, ноги должны вращать педали, перемещаясь в вертикальной плоскости.

Преодолевая участок местности с ровной, пологой поверхностью, лучше всего двигаться в равномерном темпе. Пологий подъём рекомендуется проезжать в обычной посадке, чуть расслабив мышцы туловища. Короткие подъёмы следует преодолевать с ходу, увеличивая перед ними скорость. На более крутых и длинных подъёмах желательно встать с седла и попеременно переносить массу тела с одной педали на другую, облегчая таким образом их вращение. При попутном ветре можно ехать в более высокой посадке, давая себе возможность немного передохнуть, а во время встречного ветра, наоборот, увеличить наклон туловища.

Предельной внимательности требует спуск. Руль нужно при этом держать покрепче, педали в горизонтальном положении, чтобы можно было бы быстрее затормозить. При поворотах скорость движения следует предварительно замедлить, а также слегка наклонить тело и велосипед в сторону поворота, сдвигаясь больше к заднему колесу для устойчивости.

Находясь на дороге, велосипедист не должен забывать, что он участник дорожного движения. Ехать разрешается на расстоянии не более 1 м от правого края дороги. Разворачиваться на улицах с трамвайным движением или по улицам с несколькими полосами запрещается. Здесь положено слезать с велосипеда и вести его в руках, соблюдая правила для пешеходов.

Велосипедисту запрещается ездить на тротуарах и пешеходных дорожках, не держась руками за руль, перевозить взрослых. Для ребёнка следует оборудовать дополнительное сидение с подножками. На нерегулируемых трассах велосипедисты обязаны уступать дорогу транспортным средствам. Кроме того, рекомендуется придерживаться определённых условных сигналов, которые подаются одной рукой: перед поворотом поднять руку в сторону поворота, перед остановкой или резким замедлением скорости поднять руку вверх.

Лучше всего начинать тренировку на велосипеде с непродолжительных прогулок на ровной местности и в спокойном темпе, стараясь излишне не напрягать мышцы туловища и рук. В последующем тренировки желательно проводить по возможности на живописной местности с чистым воздухом 2—3 раза в неделю. Средняя скорость движения — 10—15 км/ч. В выходные дни все члены семьи, заранее продумав маршрут, могут выехать на весь день (по шоссейным дорогам Беларуси не разрешается ездить детям моложе 14 лет). С собой следует взять запас продовольствия, воды, аптечку, спортивный инвентарь, набор инструментов, необходимых в случае поломки велосипеда. На биваке положено переобуться, отдохнуть, поесть. Это время можно с успехом использовать для игр и других видов физкультуры.