Плавание

Одно из эффективных средств физического воспитания, оно благоприятно сказывается на состоянии всего организма. В немалой степени это объясняется особенностями самой водной среды. Её плотность в 769 раз больше воздуха. Это позволяет человеку испытывать в воде значительно меньшее воздействие гравитационных сил. Отсюда появляется возможность хорошо расслабить мышцы, разгрузить позвоночный столб. Регулярные занятия плаванием укрепляют нервную систему, совершенствуют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Недаром наибольшая жизненная ёмкость лёгких наблюдается у пловцов (6—7 тысяч см3). Одновременно плавание совершенствует терморегуляцию организма, способствует его закаливанию. Последние эффекты усиливаются при купании в открытом водоёме. Умение плавать — прикладной, жизненно необходимый навык. В семье уметь плавать должны все. С помощью анкетирования выяснилось, что из детей, умеющих плавать, 70 % научилось этому с помощью родителей. Уже более десятилетия популярен лозунг: «Плавать раньше, чем ходить!». В некоторых детских поликлиниках оборудованы бассейны, где грудных младенцев обучают плаванию. Доказано, что такие малыши намного крепче и закалённее своих неплавающих сверстников.

Обучение плаванию детей дошкольного и школьного возраста. Если родители ещё не научили своего ребёнка плавать и нет возможности посещать группы обучения плаванию в бассейне, это следует немедленно исправлять. Начинать занятия по обучения плаванию с детьми дошкольного и школьного возраста в открытом водоёме следует при температуре наружного воздуха не менее 18 °С. Подбирается мелкое место с ровным песчаным дном. Наибольшая глубина его — по грудь ребёнка. Методика обучения детей плаванию достаточно подробно разработана и описана в литературе (см. список литературы в конце статьи). Ниже приводятся только основные упражнения, необходимые для освоения плавательного навыка.

Прежде всего следует научить ребёнка погружать голову в воду. Для этого целесообразно использовать следующие упражнения:

1. Стоя в воде по пояс, наклониться вперёд и помешать воду носом.

2. На этой же глубине набрать в ладони воду и с задержкой дыхания опустить лицо в ладони.

3. Стоя в воде, сделать вдох, присесть, задержать дыхание и на несколько секунд опустить лицо в воду. Выполнить 4—5 раз.

4. Стоя по пояс в воде, присесть, подбородок у поверхности воды. Сделать вдох и подуть на воду, как на горячий чай, выполняя выдох. Затем после вдоха опустить лицо в воду и посчитать до трёх. При поднимании лица из воды постараться приучить ребёнка не вытирать глаза руками.

5. Стоя лицом к берегу, приседая, опереться руками о дно, вытянуть тело назад и лечь на воду. В этом положении сделать вдох и опустить лицо в воду с выдохом. В конце его поднять лицо из воды. Повторить 4—5 раз.

6. Стоя по пояс в воде, поднять руки вперёд, сделать вдох, плавно лечь на воду, расслабить мышцы. В этом положении тело сперва погрузится в воду, затем всплывёт на поверхность.

7. «Поплавок». Стоя в воде по грудь или по пояс, сделать вдох и, задержав дыхание, спокойно присесть в воду, плотно сгруппироваться, прижав лицо к коленям и обхватив их руками. В этом положении дождаться, пока тело всплывёт на поверхность. Повторить за одно купание 2—3 раза.

Параллельно с обучением погружению в воду рекомендуется освоить на суше простейшие упражнения, которые помогут быстрее научиться плавать: из положения полулёжа на спине с опорой на предплечья или лёжа на спине выполнять движения прямыми ногами вверх — вниз (как при плавании стилем кроль). То же проделать из положения лёжа на животе.

В воде с поддержкой одного из родителей под спину или живот освоить скольжение по воде с быстрой работой ногами, то же выполнить с погружением головы в воду. Горизонтальное положение тела в воде с работой ногами осваивается также с любым надувным приспособлением или с пенопластовой доской.

Легче обучиться плаванию и привыкнуть к водной среде во время игры на воде. Играть детям в воде лучше всего вместе с родителями.

Вот некоторые из игр на воде:

1. «Кто выше?» Из положения стоя в воде по пояс выпрыгнуть вверх как можно выше.

2. «Волны на море». Стоя по пояс в воде, выполняются движения руками влево и вправо по поверхности воды.

3. «Сядь на дно». На мелком месте сесть на дно с погружением головы в воду и без него.

4. «Фонтан». На мелком месте лечь на воду головой к берегу с опорой руками о дно и выполнять быстрые и сильные движения ногами кролем, стараясь поднять как можно больше брызг.

5. «Водолазы». На глубине по пояс или немного глубже достать со дна с открытыми глазами какой-либо брошенный туда предмет.

Не следует забывать, что находиться в воде детям можно до появления первых признаков озноба. В этом случае нужно немедленно выйти из воды, насухо обтереться, согреться с помощью бега, гимнастических упражнений.