Исследования советских педагогов и психологов показали: чрезвычайно важно, чтобы человек ощущал от своего поведения и отношения к другим внутреннее удовлетворение. Лишь в этом случае моральные принципы общества становятся его личным достоянием и поведение такого человека становится устойчиво нравственным. Поэтому важнейший путь совершенствования нравственного воспитания детей любого возраста состоит в создании условий, при которых следование моральной норме становится эмоционально притягательным, переходит из сферы должного в область личного желания.
Одним из таких условий является создание и поддержание эмоционально-положительного отношения детей к лицу, предъявляющему моральные требования, в частности к родителю. Родительский авторитет может быть истинным и ложным. А. С. Макаренко различал несколько разновидностей ложного авторитета: авторитет доброты, выражающийся в постоянном захваливании детей, авторитет подавления, поддерживающийся страхом перед физическим наказанием, авторитет педантизма и резонёрства, основанный на бесплодном морализировании, авторитет панибратства, вытекающий из ложного понимания «свободного» воспитания. Кроме того, В. А. Сухомлинский указывал на 3 разновидности уродливой любви родителей: любовь умиления, любовь деспотическая и любовь откупа. В первом случае, слепо восхищаясь своим ребёнком, родители создают условия для вседозволенности и теряют нити управления его развитием. Деспотическая любовь основана на убеждении, что наказать ребёнка лишний раз не помешает, а слёзы, страх и слепое повиновение детей такие родители считают достижениями в воспитании. Любовь откупа также основана на заблуждении, будто долг родителей заключается в том, чтобы накормить и одеть детей. В таких семьях дети лишены эмоциональных контактов, их нравственный мир опустошён и обездолен.
Подлинные родительские любовь и авторитет основаны на справедливой требовательности и одновременно глубоком уважении к детям. Другим условием совершенствования нравственного воспитания является формирование у ребёнка положительного образа самого себя. С этой целью эффективно применение приёма, предложенного А. С. Макаренко, который можно назвать приёмом авансирования, то есть приписывание ребёнку авансом тех качеств, которых пока нет.
Задача родителей — учить детей сочувствовать человеку, понимать его переживания, уметь поставить себя на место другого. Для её решения возможны разные варианты.
Нужно рассказывать детям о тех переживаниях, которые родители испытали в связи с тем или иным отношением окружающих. Такие разговоры старших развивают восприимчивость детей к душевному состоянию других людей.
Интересен приём, который придумал английский писатель Джеймс Олдридж для своих сыновей. Он предлагал им, взглянув на случайного прохожего, представить себе, кто он, куда идёт, о чём думает, что делал вчера и т. д. Это упражнение развивает в детях внимание к людям, умение поставить себя на место другого человека.
Ещё об одном приёме рассказывают в книге «Воспитание чувств» супруги А. С. и О. А. Лавровы. Мальчик, придя из школы, с бахвальством рассказал родителям о том, как он с приятелями проучил «задаваку» из соседнего класса. Родители видели, что сын чувствует себя героем. Они предложили ему рассказать всю историю, но с позиции побитого «задаваки», пришедшего домой с заплаканным лицом и «фонарём» на лбу. Обида и боль, пережитые ребёнком в воображении, раскрыли мальчику жестокость поступка.
Родители могут стимулировать эмоционально-нравственное отношение своего сына или дочери к действительности, помогая им сравнивать своё поведение с отрицательным и положительным эталоном поведения. Причём наилучший воспитательный эффект будет достигнут тогда, когда в сравнении себя с отрицательным эталоном, в констатации отрицательного в себе инициатива принадлежит самому ребёнку, а в констатации положительных черт инициатива находится в руках взрослого.
1 2