Культура семейного спора

Нельзя и затаивать обиду — чем раньше вы прореагировали на неё, тем меньше успело напластоваться на неё всяких привходящих моментов, тем безболезненней окажется операция по её ликвидации. В некоторых ситуациях, когда конфликт будет воспринят намного острее (у супруга день рождения или радостное событие на работе), в виде исключения эту обиду стоит и простить.

Одним из условий благоприятного разрешения ссор и конфликтов специалисты называют способность человека честно спросить у себя (а главное, честно ответить себе): что же на самом деле тебя сегодня волнует? И тогда выяснится, что созданная ситуация (пересоленный суп, плохо выглаженная рубашка и т. д.) — только ничтожный повод для раздражения, а настоящая причина ни малейшего отношения ко второму супругу не имеет. Просто произошла неприятная стычка в переполненном троллейбусе, состоялся трудный разговор с начальством или принёс из школы двойку сын-пятиклассник.

Конечно, есть вещи, прощать которые нельзя, есть принципы, уступать в которых — значит отказываться от собственного «я». Но слишком ли часто о столь высоких материях идёт речь? Ведь, как правило, конфликты случаются из-за мелочей, которые и самим супругам назавтра кажутся смешными.

Часто причиной конфликта в молодой семье становятся принесённые с собой привычки из прошлой жизни. Привычки могут быть разными, даже порой весьма неприятными для второго супруга, и тем не менее абсолютно неверно проявлять максимализм в требовании немедленно от них отказаться. Надо помнить, что привычки формируются годами и избавиться от них подчас бывает сложно. Кроме того, совершенно недопустимо связывать невозможность быстро избавиться от укоренившейся привычки с глубиной и искренностью чувств. «Если не перестанешь разбрасывать газеты, значит ты меня не любишь»,— заявляет иная молодая жена. А в результате на этом мелком, рождённом от непонимания значения привычки конфликте нагромождается такое количество обид и недомолвок, что появляется заявление, где в графе «причина развода» твёрдо выведено: «не сошлись характерами». А пробовали ли сходиться? Пробовали ли характеры чуть-чуть обуздать, что-то в себе исправить, пытались ли искать компромисс? Скорее всего нет.

Одной из грубейших ошибок молодых, да и не очень молодых семей является неумение делать друг другу замечания. Наиболее характерно это для женщин, которые не только не задумываются над их формой, но и позволяют себе замечания, унижающие достоинство человека, в присутствии посторонних и даже детей.

Психологическая и этическая культура семьи требует, чтобы критические замечания, даже если они справедливы, были высказаны с глазу на глаз, никак не при детях. К тому же постоянная резкая критика одного супруга другим ведёт к психологическому дискомфорту, к эмоциональным срывам, конфликтам, а значит, и к отчуждению, ибо затрудняет семейную кооперацию, разрушает супружеский контакт. В этом случае дом стоит на пороховой бочке, которая в любую минуту может разнести его в щепки.

Несколько особняком в проблеме супружеских конфликтов стоит ревность. Психологи с помощью специальных тестов делят всех людей по их способности испытывать ревность на несколько разновеликих категорий. Одна из них на одном полюсе объединяет людей почти не ревнующих, другая на другом полюсе — тех, у кого ревность проявляется в патологических размерах. Несколько категорий, стоящих между ними, считаются практической нормой. Как и любовь, ревность не сохраняется неизменной на продолжительный срок. Она изменяется под влиянием различных причин и возраста.

Специалисты различают ревнивцев не только по количественным показателям («много» ревности или «мало»), но и, так сказать, по качеству проявляемых чувств. При этом также выделяют несколько вариантов, крайними из которых будут тираническая ревность и ревность от ущемлённости.

Тираническая ревность возникает у людей упрямых, деспотичных, самодовольных, мелочных, эмоционально холодных и отчуждённых. Такие люди предъявляют окружающим очень высокие требования, выполнить которые чаще всего бывает не под силу или во всяком случае очень трудно. Мысль об их собственной вине для них неприемлема, и они перекладывают всю ответственность за недостаточное (с их точки зрения) внимание к себе на других. Когда подобный субъект сталкивается с охлаждением и пытается найти этому объяснение, он легко отыскивает его: конечно же, всему виной супруг, у которого возник посторонний интерес, наклонность к неверности. Тиранический тип ревности — самый мрачный её вариант. Он делает семейную жизнь адом. И людям, имевшим несчастье родиться со склонностью к такой ревности, необходима помощь врача.

На другом полюсе — ревность от ущемлённости. Она является уделом людей с тревожно-мнительным характером, склонных преувеличивать свои недостатки, неприятности и опасности, легко впадающих в тоску и отчаяние. Считая себя слабыми, неинтересными, такие люди полагают, что не вправе рассчитывать на хорошее отношение окружающих, но в то же время тяжело переживают свою участь, тяготятся ею. Они насторожённо ожидают подтверждения своих опасений, и поэтому малейшее изменение (не только в худшую сторону) чужого к ним отношения моментально ими улавливается и порождает далеко идущие, чаще всего необоснованные выводы. Прозвучит ли в словах супруга чуть меньше (или чуть больше) любви и заботы, покажется ли взгляд недостаточно ласковым или ещё как-то «недополучит» такой человек необходимого ему внимания — и тут же возникают сомнения, подозрения.

1 2 3